24 февраля 2023 09:09      17790   Александра Сафьянникова

«Неигровое кино не терпит фальши»: режиссер Константин Селин о фильме «Живой» и состоянии доккино в интервью Peterburg2

Петербургский режиссер Константин Селин рассказал Peterburg2 о новом фильме и поделился киносоветами

Константин Селин – автор документальных фильмов, среди которых работа «Живой», вышедшая в широкий прокат. В интервью Peterburg2 режиссер поделился своими размышлениями о роли документального кино, праве режиссера на правду и отражение реальности без прикрас.
Читать в полной версии

16 февраля в российский прокат вышел документальный фильм Константина Селина «Живой». Главный герой картины – Дмитрий Поштаренко, руководитель мастерской «Невский баталист», участник «Поискового движения России», а также автор историко-художественных трехмерных панорам и диорам. «Живой» уже получил множество наград, среди которых звание «Лучший документальный фильм года» премии им. Дзиги Вертова за достижения в области неигрового кино.

В рамках премьеры фильма мы поговорили с Константином о том, почему ему было важно снять эту картину, чем его привлек главный герой и о важности документального кино в наше время.

Константин, расскажите, как появилась идея фильма и при каких обстоятельствах вы познакомились с главным героем?

Фото из личного архива Константина Селина

— В 2018 году я приехал в один из военно-исторических музеев в Ленинградской области на съемки для новостного сюжета. Важно сказать, что я очень скептически отношусь к подобным экспозициям в нашей стране, поэтому, снова попав в окружение военных декораций, я ощутил тревогу за очередную попытку сыграть на высоких нотах «патриотических» чувств у человека.

Но среди замерших скульптур, под циничные речи чиновников, я увидел молодого человека, поправлявшего грим одному из персонажей. От его чутких прикосновений, искусственный солдат, созданный для того, чтобы искусственно умереть, будто ожил: он начинал видеть и чувствовать. «Но что он видит и чувствует?» — задал я себе этот вопрос во второй раз, стоя с камерой в руках в глубокой яме среди перемешанных костей советских и немецких солдат на Невском пятачке.

Я тогда подумал, что я могу сделать для них, брошенных тогда их современниками и забытых последующими поколениями людей?  В моем видоискателе был все тот же молодой человек, только повзрослевший на два года, и я сказал ему: «Дима, я понял, про что хочу снять кино, и это наш первый съемочный день».

В прокате с
16 февраля 2023 г.
Режиссёр
Константин Селин
Актёры

Вы упомянули, что довольно скептически относитесь к военно-историческим экспозициям. А какой способ погружения в историю вы считаете удачным? Есть ли у вас примеры самых качественных, по вашему мнению, диорам и макетов – в Петербурге и за его пределами?

— Нет лучшего способа погружения в историю, чем чтение специальной литературы, частных воспоминаний людей, их личных историй.  Что же касается создания любой интерактивной формы, то очень важно, зачем и по какой причине авторы решаются на этот шаг. Что ими движет? Это искренний порыв донести важные переживания, накопленный багаж серьёзных размышлений, или заигрывание на нотах чувств людей? Второе я вижу чаще, чем первое. Поэтому я удивился, увидев молодых людей, которые стараются следовать своим светлым нравственным ориентирам. Надеюсь, им удастся удержаться на этой узкой тропе.

А почему вам было важно снять эту картину?

— Чтобы эта память не исчезла, чтобы ее окончательно не затоптали равнодушно шаркающие по поверхности земли люди.

Кадры из фильма «Живой». Предоставлены автором.

Насколько мне известно, съемки проходили до февраля прошлого года. Как считаете, могло ли измениться восприятие фильма в связи с недавними событиями? Можно ли в нем найти предчувствие надвигающихся изменений?

— Автор этого фильма был полон предчувствий надвигающейся беды, значит и в фильме могут быть эти предощущения. Контекст нашей жизни изменился, и, конечно, восприятие любых художественных произведений теперь стало иным. Но суть человеческой жизни осталась прежней, мы все те же люди, только попавшие в ловушку, куда мы сами себя завели, и нас, особо не спрашивая, туда еще и насильно подтолкнули.

Поговорим о документальном кино в целом. Как вы считаете, в каком направлении оно сейчас движется? Можно ли сказать, что оно испытывает ренессанс и имеет много возможностей, или скорее наоборот?

— В том же направлении, что и двигалось всегда – в стремлении создать то или иное произведение, выразить волю автора, его накопленный жизненный опыт. Бывают волны выше, бывает и затишье. Сейчас, как мне кажется, у нас очень напряженный воздух – его важно и нужно, как минимум, фиксировать. Другой вопрос в том, что это сложно, ведь мы им и дышим. Неигровое кино не терпит фальши, а говорить правду становится все сложнее, но это важно делать. Нужно искать способы и интонацию.

Насколько реалистичным может быть документальное кино, по вашему мнению? Этично ли показывать зрителю все без прикрас?

— Насколько реалистичным может быть то, что мы засняли и смотрим на экране нашего монитора? Что вообще такое реальность, на которую смотрит человек с определенной позицией и оптикой? А зачем зрителю показывать что-либо с прикрасами? Самое время жить в настоящей реальности, смотреть настоящее честное кино, и уж точно без всяких прикрас.

Трейлер фильма "Живой". Источник: ютуб-канал "Информационное агентство realistfilm.info"

Как думаете, может ли режиссер выражать свою позицию в документальном фильме? И кто имеет больший вес: режиссер и его монтаж, сама картинка или же зритель, который делает собственные выводы?

— Режиссер имеет полное право делать все, следуя принципам своей совести и честности. И зритель имеет право на абсолютно разные интерпретации, какие ему только угодны. Мы все в одном правовом пространстве, во главе которого должен стоять здравый смысл. Никто не должен мешать танцу режиссера со зрителем: как только рядом появляется рефери со свистком, это является прямым нарушением их прав и свобод.

Какие темы в документальном кино вас больше всего вдохновляют? Например, у вас есть картины о врачах («Верните мои руки» и «Третья волна») – насколько было трудно работать с этой темой?

— Работать – это счастье для режиссера. А сложности нужно преодолевать вне зависимости от темы. Главное, чтобы человеку, создающему то или иное произведение, было важно реализовать то, что не дает ему покоя.

Можете поделиться своими творческими планами: о чем будут ваши следующие картины?

— Часть моих планов провалилась по моей вине. Часть замыслов родилась заново, но сейчас они имеют очень крошечные возможности. Надеюсь, что следующие картины будут.

Это главное! Наконец, поделитесь, пожалуйста, кто из режиссеров прошлого или современных вас вдохновляет? Можете дать рекомендации фильмов для читателей Peterburg2? 

—  Сейчас выходит множество достойных неигровых и игровых фильмов. Мне было бы интересно посмотреть документальную программу скорого Артдокфеста. Некоторые фильмы из грядущего смотра в Берлине. Недавно пересмотрел замечательный фильм «Любовь – это картошка» Алены ван дер Хорст. Очень хочу посмотреть «Капитан Волконогов бежал» Натальи Меркуловой и Алексея Чупова, жду возможности увидеть его именно в кинотеатре. И еще я в ожидании выхода в прокат фильма «Сказка» Александра Сокурова, это очень важное кино, которое сейчас необходимо не только зарубежному зрителю, но и российскому.

Очень рекомендую сходить на фильмы, созданные Фондом Сокурова «Пример интонации» – «Женя и Ваня на краю света» Анны Каториной и «Тембот» Тины Мастафовой, которые тоже с 16 февраля уже вышли в прокат.

В прокате с
16 февраля 2023 г.
Режиссёр
Тина Мастафова
Актёры
Жанр

В прокате с
23 февраля 2023 г.
Режиссёр
Анна Каторина
Актёры

Спасибо за интересный разговор!

Подписывайтесь на наш канал в Дзен и Вконтакте