Музеи Петербурга в социальных сетях: как всё устроено (вторая часть)
МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ЭРАРТА
Vk – 219 тыс, Facebook – 62 тыс, Twitter – 2.7 тыс, Instagram - 31 тыс
Необходимо разрушать стереотипы о том, что современного искусства не существует, что наши современные художники занимаются глупостями, а не искусством. Образовательная часть – самая важная. Я рада, что пришла в эту область, и сегодня ощущаю себя в большей степени музейным работником, чем просто пиарщиком.Галина Жушман, PR-менеджер музея современного искусства Эрарта
Я работаю в музее Эрарта более двух лет, всё это время занимаюсь соц.сетями. Пришла в Эрарту именно как человек, который будет в первую очередь развивать SMM-направление. Перед приходом в Эрарту около четырёх лет сфокусированно работала в области digital marketing. По сути, занималась SMM тогда, когда таких направлений работы и должностей в компаниях ещё не существовало. Лет 6-7 назад многое приходилось делать интуитивно, о таких вещах, как, например, парсеры или антигейты я даже не слышала. И многих соц.сетей ещё не существовало.
Работаю по своему первому образованию – "специалист по связям с общественностью". В музей современного искусства пришла из интереса – захотелось попробовать себя на новом тематическом поле. Хороший пиарщик, по моему глубокому убеждению, может работать почти в любой области, меняя направление время от времени. Просто лично мне искусство гораздо интереснее, чем металлопластиковые окна. Первое время было тяжеловато: мое внешнее представление о современном искусстве и реальность сильно отличались. Я много читала, открыла для себя много новых музеев и арт-центров и в Петербурге, и в Москве, и в Екатеринбурге, и в Новгороде, и в Перми, даже во Владивостоке. На самом деле современное искусство в России живо, оно развивается, поддерживается, идет своей дорогой. Я считаю своим долгом рассказывать людям об этом.
РАБОЧИЙ ДЕНЬ
Утро я начинаю с виртуального "обхода" всех соц.сетей, модерирую, чищу, отвечаю, разруливаю, планирую. Иногда люди забывают (или не знают), что SMM – это не только постики и рекламка в ВК и ФБ. Надо отслеживать тенденции на более, чем десяти платформах, не считая мониторинга множества сайтов-отзовиков, СМИ и блогосферы. Т.к. в мои обязанности входит не только SMM, после виртуального "обхода" я реально бегаю по музею: у Эрарты, помимо постоянной коллекции и временных выставок есть множество других продуктов, которыми надо заниматься.
ПОДПИСЧИКИ
Это как раз очень сложный момент. У нас нет чёткой целевой аудитории, т.к. разброс нашего контента – громадный. Поэтому и в соцсетях контент очень-очень разный. Часть аудитории (меньшая) разбирается в искусстве, они как церберы следят за тем, чтобы все было корректно. Они – мои главные проверяющие, не спускающие мне ни единой ошибки. Большая часть аудитории современным искусством особо не увлекается и реагирует на визуальный или просто актуальный контент. Эта как раз та часть, с которой может работать любой добросовестный SMM-специалист после определенной подготовки.
РУССКИЙ МУЗЕЙ
Vk – 120 тыс, Facebook – 20 тыс, Twitter – 22 тыс, Instagram - 38 тыс
Я очень люблю наших подписчиков. Это люди, как правило, образованные, интересующиеся искусством и часто обладающие глубокими познаниями. Встречаются и те, кто зашел случайно, и даже не знал, где Русский музей находится, но потом остался в группе и расширил круг своих познаний.Татьяна Леняшина, модератор соц.сетей Русского музея
Соц.сетями музея я занимаюсь около четырех лет, получила эту должность "естественным путем", как музейный сотрудник с десятилетним стажем, хорошо знающий нашу коллекцию и русское искусство в целом, и, одновременно, имеющий большой опыт работы в социальных медиа. Из того, чем я занималась до этого, можно назвать, например, издание "Деловой Петербург", где я вела группу газеты ВКонтакте и модерировала комментарии на сайте ДП.
Я закончила Академию художеств по специальности "искусствовед", и училась на психологическом факультете ЛГУ. Судьба искусствоведов часто складывается довольно прихотливо, и многие из них постепенно приобрели вторую и даже третью профессию. В социальные медиа привела сама жизнь, открывшая передо мной все возможности интернет-общения. Когда стало реальным соединение всех моих знаний и умений во имя блага Русского музея и русского искусства — это стало настоящим счастьем. Я очень люблю искусство, но еще больше я люблю людей, и скромная лепта, которую я вношу в наше общее дело — сближение человека с музеем - ежедневно меня радует.
РАБОЧИЙ ДЕНЬ
90% времени я отвечаю на вопросы наших подписчиков, касающиеся самых разных сфер музейной (и не только) жизни. Остальное время уходит на подборку интересных тем и публикаций.
ПОДПИСЧИКИ
Очень важно, что только половина подписчиков группы ВКонтакте — из Петербурга, остальные — жители других городов и стран, очень важно ощущать связь со всей страной, очень важно давать информацию людям, не имеющим возможность часто посещать музей. В группе есть постоянные активные участники, многие из которых обладают исключительно обширными знаниями, которыми они делятся с остальными пользователями, я очень им благодарна за сотрудничество и всем участникам — за общую доброжелательную атмосферу в группе. Жаркие споры вызывают выставки современных художников, критический реализм также не в чести у пользователей, но практически, всем нравятся публикации пейзажей русских художников, особенно Левитана, Коровина, Саврасова. Что касается вопросов - чаще всего меня спрашивают о билетах и льготах. И ещё — как художнику можно устроить в музее свою выставку.
МУЗЕЙ УЛИЧНОГО ИСКУССТВА
Vk – 30 тыс, Facebook – 6.6 тыс, Twitter – 466, Instagram - 14.8 тыс
Мой день проходит мультизадачно. Я всегда на связи — поиск уникального контента (событий, фотографий, видео), обсуждение его с PR-менеджером и искусствоведом Музея, отслеживание комментариев и сообщений — но при этом в офисе мне быть необязательно. Социальные сети Музея я посещаю чаще, чем свои личные – это факт.Екатерина Удалова, SMM-специалист и экскурсовод Музея уличного искусства
Социальные сети Музея уличного искусства я веду с мая 2016 года — с открытия летней выставки "Через границы/Сквозь ограничения". Тогда я выступила в роли кризис-SMM-специалиста, а после не смогла расстаться с музеем. Постигать основы этой профессии я начала три года назад в Москве, в легендарном Хоре Владимира Минина — будучи заместителем художественного руководителя, я создала первую группу Хора ВКонтакте, вела Фейсбук и сайт. Двумя годами позже мне посчастливилось стать арт-директором петербургского театрального кафе "Дети Райка", учредитель которого и порекомендовала меня музею.
По образованию я пианистка, и сейчас преподаю – читаю лекции по Истории музыки новейшего времени в СПбГУП. Но я всегда была вне рамок одной только сферы музыки, это подтверждает мой опыт работы арт-директором кафе и ассистентом главного архитектора в известном бюро в Москве. К тому же мне нравилось писать и делиться интересным, прочитанным, увиденным с друзьями, моими личными подписчиками. Я давно интересуюсь стрит-артом, а в Музее уличного искусства для меня есть свобода делиться с аудиторией интересным в мире современного искусства. Получается, что я возвела своё любимое хобби в ранг любимой работы.
ПОДПИСЧИКИ
Музей уличного искусства не имеет аналогов в мире. Поэтому нашим подписчиками интересны не только новости мирового и российского стрит-арта, но и внутренние события, выставки, мероприятия, конкурсы музея. Наша аудитория — люди, которые обладают независимым мнением, широким кругозором и интересом к искусству в целом. Среди подписчиков — и те, кто только открывает для себя мир стрит-арта, и те, кто сам бомбит улицы.
О том, как инженер-технолог завёл аккаунт Выборгского Палача, а блогер стал пресс-секретарём кота Филимона, и кто ведёт страницы Музея Анны Ахматовой, Музея политической истории России, Музея театрального и музыкального искусства и Выборгского замка - мы рассказывали в первой части материала.