Вон из Москвы, сюда я больше не ездок: кто из писателей предал Москву ради Петербурга?
Антон Павлович Чехов
Чехов впервые увидел Москву в семнадцатилетнем возрасте. Древний русский город с его величественным Кремлем, улицами и площадями произвел на молодого человека большое впечатление. Однако, помимо радостных эмоций, Москва давала повод Антону Павловичу и для жалоб: в письмах к брату он часто перечислял то, что отравляло ему жизнь в столице. Многие сатирические заметки можно найти в цикле фельетонов "Осколки московской жизни":
Знающих людей в Москве очень мало; их можно по пальцам перечесть, но зато философов, мыслителей и новаторов не оберешься — чертова пропасть... Их так много, и так быстро они плодятся, что не сочтешь их никакими логарифмами, никакими статистиками. Бросишь камень — в философа попадешь; срывается на Кузнецком вывеска — мыслителя убивает. Философия их чисто московская, топорна, мутна, как Москва-река, белокаменного пошиба и в общем яйца выеденного не стоит. Их не слушают, не читают и знать не хотят. Надоели, претензиозны и до безобразия скучны ("Осколки московской жизни").
А вот, что писал Антон Павлович, после поездки в Петербург:
Поездка в Питер и праздничная галиматья совсем сбили меня с толку <…> Видимые мною порядки петербургских редакций воспеваю, где только возможно. Вообще воспеваю весь Петербург. Милый город, хоть и бранят его в Москве. Оставил он во мне массу самых милых впечатлений (письмо Н.Лейкину).
Александр Сергеевич Пушкин
В разное время и по разному поводу А. С. Пушкин очень много и разнообразно писал о Москве. Да, Александр Сергеевич действительно любил этот город ("белокаменная матушка-Москва, древняя столица, первопрестольная столица"). Однако, именно в Петербурге Пушкин получил многообразные жизненные впечатления, которые и сформировали его личность и способствовали становлению как поэта. Уже в 1831 году, уезжая в Москву по делам, Пушкин в письме жене напишет такие слова:
"Меня тянет в Петербург. Не люблю я твоей Москвы".
Осип Мандельштам
Детство и юность Осипа Мандельштама прошли в Северной столице, однако в 1931 году он покидает город. Перед этим, в 1916 году, поэт сблизился с Мариной Цветаевой и начал бывать у нее в Москве. Однако столица вызывала у него смешанные чувства:
Все чуждо нам в столице непотребной:
Ее сухая черствая земля,
И буйный торг на Сухаревке хлебной,
И страшный вид разбойного Кремля.
Она, дремучая, всем миром правит.
Мильонами скрипучих арб она
Качнулась в путь — и полвселенной давит
Ее базаров бабья ширина.Михаил Николаевич Задорнов
Советский и российский писатель-сатирик широко известен своей сатирой, посвящённой антиамериканизму в России, и фактически создал на этом собственный бренд юмористических произведений. Проживший большую часть жизни в Москве писатель, тем не менее, любил покритиковать столицу. Так, например, он писал:
Москва сегодня напоминает бомжа, который сделал себе маникюр, педикюр, надел на грязное белье смокинг и пошел играть в казино.
(Источник фото: pikabu.ru/Roman Alyabev)
Вера Полозкова
Рождённая в Москве Вера Полозкова сегодня считается одним из самых успешных и узнаваемых среди современных российских поэтов. Но даже у закоренелой жительницы столицы нет-нет да и проскользнёт реверанс в сторону Петербурга.
Питер - это папа, а Москва - мама; они в разводе, и живёшь ты, понятно, с мамой, властной, громогласной, поджарой теткой под сорок, карьеристкой, изрядной стервой; а к папе приезжаешь на выходные раз в год, и он тебя кормит пышками с чаем <...> и вообще какой-то уютнейший, скромнейший дядька.
Дмитрий Александрович Емец
Дмитрий Емец — российский писатель-фантаст, автор серий книг про Таню Гроттер, Мефодия Буслаева, Школу Ныряльщиков и других фантастических персонажей. Москва - родной для писателя город, поэтому в его произведениях очень много отсылок с российской столице. Присутствует в книгах Емца и критика Москвы:
Поскреби циничного пресыщенного москвича и найдешь здорового провинциала ("Мефодий Буслаев. Ожерелье дриады")
Борис Акунин*
Переехавший в Москву ещё в детстве Григорий Чхартишвили (известный под псевдонимом Бориса Акунина) прославился благодаря романам и повестям из серии "Новый детектив" ("Приключения Эраста Фандорина"). Вот, что пишет автор о столице России:
Вне всякого сомнения, Москва — существо женского пола. У нее ослаблено чувство времени, поэтому, в отличие от городов-мужчин, она равнодушна к прошлому и живет исключительно настоящим. Вчерашние герои и вчерашние памятники для нее мало что значат — Москва без сожаления расстается с ними, у нее короткая память и несентиментальное сердце. Это у мужчины сердцебиение и слезы умиления на глазах, когда он встречает возлюбленную прежних лет. Женщине, во всяком случае большинству из них, такая встреча неинтересна и даже неприятна, поскольку никак не связана с ее нынешними проблемами и сегодняшней жизнью. ("Внеклассное чтение")
* Внесен в перечень террористов и экстремистов.
Макс Фрай
Макс Фрай — литературный псевдоним двух писателей, Светланы Мартынчик и Игоря Стёпина. Количество написанных ими книг уже перевалило за шестьдесят. В конце 2008 роман "Ключ из жёлтого металла" вошёл в двадцатку самых продаваемых книг в Москве. Тем ироничнее читать авторские описания столицы:
В Москве так живут, вечно ни черта не успевают, кроме самого необходимого, да и то за счет сна; здесь, кажется, нет ни одного человека, который может позволить себе спать сколько хочется, даже дети хронически недосыпают. Однажды жители этого города сойдут с ума от усталости. ("Ключ из жёлтого металла")
Однако, и Петербург у многих писателей вызывал далеко не радостные чувства и даже настоящую неприязнь. "Скучный город, болезненный вид жителей, нищета и нечистоты" - за что не любили Санкт-Петербург - в материале Peterburg2.