Как выглядит самый страшный музей Петербурга: фоторепортаж Peterburg2
В Петербурге открылся первый музей "Памяти жертв нацизма", который занимает отдельно стоящее здание на территории Военно-медицинского музея. Само помещение сделано небольшим, чтобы посетитель мог прочувствовать, как маленькое пространство составляло для узников концлагерей всю их жизнь.
По словам директора Военно-медицинского музея Анатолия Будко, идея открыть отдельный музей про Холокост и узников лагерей родилась после вопроса одного из школьников. Мальчик поинтересовался у экскурсовода, зачем надо было продолжать Великую Отечественную войну на территории Европы, когда можно было остановиться на границе СССР. Тогда сотрудники Военно-медицинского музея сочли необходимым разъяснить на имеющихся документальных материалах, в чем заключалась опасность "коричневой чумы", в чем выражалась античеловеческая сущность нацизма.
Отмечается, что детям до 12 лет нежелательно посещение Музея, поскольку детская психика очень ранима, а представленные вещи довольно ужасающие.
Старший научный сотрудник Военно-медицинского музея и куратор музея "Памяти жертв нацизма" Анна Волькович рассказала, что Военно-медицинский музей, начиная с 1944 года, хранит подлинные предметы, которые были собраны специалистами в освобождённых лагерях в ходе работы Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию злодеяний фашизма, и, так или иначе, использовались в качестве вещественных доказательств на Нюрнбергском процессе.
Тогда же, в 1944 году, принимается решение, что эти предметы будут храниться в Военно-медицинском музее по многим причинам. Во-первых, военные медики понимали с каким нечеловеческим злом они сражаются. Во-вторых, именно военные медики первые сталкивались с людьми, освобождёнными из лагерей, их состоянием здоровья и психики. Благодаря вкладу врачей, количество выживших узников после освобождения из мест заключения было на порядок больше.
Коллекция продолжает пополняться в 1947-1948 годах, когда в музей поступают предметы из Освенцима и других лагерей для военнопленных, в том числе лагерей-лазаретов. И в результате экспонаты собраны из более сотни мест массового уничтожения и концентрационных лагерей.
По задумке, новый музей должен будет познакомить посетителей с тем, как реализовывалась нацистская идеология, какие были попытки по расчеловечиванию людей, попадавших в концентрационные лагеря, в каких ужасающих условиях они находились, как человек мог стать подопытным кроликом в медицинских экспериментах, а также о том, как люди пытались сопротивляться, создавая подпольные организации и готовя восстания.
Основные разделы экспозиции: жизнь и быт в лагерях (с акцентом на женщинах и детях), организация медицинской помощи и медицинские эксперименты, массовое уничтожение, истории восстания и сопротивления внутри лагерей, а также истории о советских медиках, которые спасали умирающих освобождённых узников. Завершается экскурсия по музею рассказом о Нюрнбергском процессе.
Входящим в музей в глаза бросается инсталляция Тамары Петушковой под потолком в виде надписи из 87 Псалма "Ибо душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподние". Именно так мог думать каждый попавший в лагерь, каждый из его освободителей и врачей, которые в этих лагерях работали. Центральное место в инсталляции занимает плачущая над 11 млн погибших узников скульптура Мироздания.
Важное место в экспозиции занимает раздел, связанный с Залманом Градовским – евреем, попавшим в лагерь, но чудом избежавшим селекции (в отличие от его жены и родственников, которых загнали в газовые камеры в первый же день). Его назначают членом зондеркоманды – так называлось особое подразделение узников Освенцима (Аушвиц-Биркенау). Работники отбирались из крепких заключённых и должны были сопровождать узников в газовую камеру, а затем обрабатывать (срезать волосы, вырывать золотые зубы) и уничтожать трупы. Залман Градовский считается одним из вероятных лидеров восстания в крематории Освенцима в октябре 1944 года. Тогда восставшие взорвали один из четырех крематориев, чем подорвали силы фашистов в истреблении людей. Многие ужасающие факты были открыты исследователями именно благодаря дневниковым записям Градовского, которые он предусмотрительно спрятал во фляге и закопал в пепле у печей крематория.
Первые посетители смогут попасть в музей уже 29 февраля и 1 марта. Посещение предполагается только в составе сборной группы с экскурсоводом. Представители музея хотят, чтобы люди не просто посмотрели предметы, а послушали историю. Записываться нужно предварительно по телефонам Военно-медицинского музея. В начале марта планируется запуск аудиогидов, но всё равно посещение будет в составе групп. Сделано это также для того, чтобы экскурсанты не заблудились на большой территории Военно-медицинского музея.