Интервью: Дизайн-проект IZBA
То, что находится на поверхности и то, о чем, по-хорошему, в России мало кто знает. Команда дизайнеров – всего их восемь человек, - занимавшаяся созданием предметов для экспозиции почти целый год, во главе со своим куратором Татьяной Кудрявцевой сразу после завершения работы ринулась в Милан – на Salone del Mobile, где своим творчеством немало удивила и порадовала европейцев. О том, почему Италия, что объединило художников и об истории создания самого проекта, Татьяна рассказала Peterburg2.
P2: Почему выставку о традиционной русской культуре представили изначально за границей, не прокатав ее в России?
Татьяна Кудрявцева: Милан – главное для всех дизайнеров место. Мы изначально на него ориентировались. В апреле там проходит ежегодная дизайнерская выставка, куда стекаются мастера со всего мира: дизайнеры, архитекторы, представители компаний, профильной прессы, поэтому дебютировать именно в Милане нам было очень важно. Эта поездка послужила стимулом к сплочению, ведь дизайнеров в Петербурге, да и вообще в России – я говорю именно о предметных дизайнерах – очень мало. Это сфера для отважных, ведь предметный дизайн ориентируется на промышленное производство, с которым в стране пока все очень тяжко. По этой причине представляется довольно сложным развиваться в этом направлении и добиваться того, чтобы вещь тиражировалась, а потом – выставлялась на продажу.
P2: А производились объекты тоже за границей?
Татьяна Кудрявцева: Нет, все объекты делались в России, что не может, конечно, не радовать. Все изготавливается пока в небольших мастерских у людей, которые принимают небольшие заказы. Так, например, было очень сложно найти мастера, работающего с цельными кусками из мрамора, так как все в основном берутся за куски не толще трех сантиметров, из которых потом делаются столешницы, подоконники, то есть что-то обыденное.
P2: А как русских приняли в Милане?
Татьяна Кудрявцева: Приняли очень хорошо, тепло. Фотографии с бородой разошлись по социальным сетям, и местная пресса, а также профильные порталы стали с первого дня публиковать эти снимки. Когда мы рассказывали истории, связанные с тем или иным предметом, рассказывали о традиционной культуре, все удивлялись и восхищались, ведь таких подробностей раньше они не знали. Российские коллеги, присутствовавшие на выставке, тоже нас отметили, что очень приятно. В этом году в Милане вообще побит рекорд по участию в выставке наших дизайнеров.
P2: Чем обусловлен выбор темы для выставки?
Татьяна Кудрявцева: Нам хотелось найти какую-то объединяющую идею и создать потом цельный проект. До выставки мы общались, обменивались мнениями, я предложила Ярославу Мисонжникову сделать какой-то большой проект, и он согласился. Потом уже пришла идея заняться исследованием традиционной русской культуры: во первых, было самим интересно, а во-вторых, нас очень вдохновлял Этнографический музей. Мы там проводили много времени, разглядывали все эти гениальные вещи. Когда узнаешь, что они значат и почему выполнены именно так, это дополнительно тебя стимулирует на исследовательскую и потом уже творческую деятельность. Каждый участник в результате нашел свою тему, то, что его вдохновляет больше всего, и начал заниматься разработкой дизайна для конкретного предмета. Хороший большой экскурс в историю нам сделал Дмитрий Баранов, один из ведущих сотрудников музея, который когда-то преподавал у меня и у Ярослава, и еще со студенческих времен у нас сохранились очень теплые отношения. Он рассказал нам про все, посоветовал специальную литературу, где можно почитать о традиционной культуре, ознакомиться с иллюстративным материалом. Может быть, мы не так глубоко еще погрузились в тему, но уже сейчас думаем о следующей выставке, которая, возможно, станет продолжением «Избы». И в апреле 2015 года мы тоже повезем ее в Милан.
Р2: А Дмитрий Баранов видел плоды вашей работы?
Татьяна Кудрявцева: К сожалению, нет – мы все никак не можем встретиться, но, надеюсь, ругаться он не будет!
P.S. Специально для Peterburg2 Татьяна Кудрявцева провела экскурсию по выставке, рассказала о представленных здесь предметах и, конечно же, их авторах.
Горыныч
- Это подставка для развития у детей мелкой моторики пальцев. Автор Александр Каныгин все свои вещи делает вручную, уже несколько лет в своей же мастерской изготавливает предметы из дерева, занимается также оформлением интерьеров, но нашел себя именно в предметном дизайне. У него достаточно узнаваемый стиль, он раскрывает красоту дерева, показывает рисунок, все шероховатости. Деревянный «Горыныч», созданный для выставки, пользовался большой популярностью в Милане, у него даже нашлись свои поклонники.
Трещотка
- Дизайнер Ярослав Мисонжников создал «Трещотку» - это на самом деле качалка для детей, - вдохновившись обликом традиционного русского музыкального инструмента. Обычно такие качалки делаются на полозьях, но у Ярослава она имеет специальные вертикальные ребра. А кроме того, подставку для ножек и удобные ручки. Механизм также снабжен блокиратором – ребенок качается, но он уже точно не свалится с такой трещотки. Вообще дети - благодатная тема для дизайнеров, потому что, проектируя для детской аудитории, мастер может больше себе позволить, ведь у каждого есть свои фантазии, какие-то вдохновляющие сюжеты или герои из сказок. Любой творческий человек – в душе еще ребенок, а художники и дизайнеры даже в большей степени.
Кокошник
- Автор «Кокошника» – Аня Дружина, имеющая также свой бренд Fedor Toy, известный своими игрушками. У «Кокошника» есть специальная поддувка, пользоваться очень просто: надуваешь, получается объемная шапочка, которую можно носить. Головной убор сделан из водонепроницаемого материала и создан как защита от дождя – для нашей погоды очень актуально. За основу автор брала русский женский головной убор, который, как мы знаем, наши предки старались делать заметным, чем-то украшать. Здесь все эти моменты решены за счет надувной камеры и декоративных элементов – кружавчиков.
Горка. Подушки-пуфики
- Эти подушки, созданные также Аней Дружининой, соединены друг с другом и могут использоваться в разных целях – на них можно сидеть или валяться, а можно – декорировать кровать. Декорировать легко – это немаловажный критерий. В детстве меня, например, в ярость приводили все эти подушки у бабушки, которые надо было бесконечно складывать, и при том аккуратно. Вот теперь проблема решена. Подушки можно будет заказывать – сейчас дизайнер создает целую серию в разных цветовых гаммах.
Борода
- Объект «Борода» – с одной стороны, выражает идею патриархальности, с другой – это просто шуточная инсталляция, но сразу предупрежу: работа никак не связана с «Евровидением». Автор Александр Каныгин, создавая предмет, и не ожидал, что бороды станут столь популярны. Вообще мало кто из наших участников смотрит телевизор, особенно «Евровидение» – очень много работы. А бороду Александр сделал потому, что у него есть своя - это его фирменный знак. Бороды особым спросом пользовались в Милане. Люди постоянно с ними фотографировались. Мы как-то сами в них прошлись по городу, а потом посетители на выставке радостно к нам подбегали и говорили: «Это вы! Мы вас нашли!». Борода – довольно стереотипный объект русской традиционной культуры и, возможно, именно поэтому за границей она вызвала такой отклик.
Красный угол
- Это наш самый концептуальны объект, так как предлагает задуматься о главном в жизни. В традиционном русском жилище в красном углу располагали сакральные предметы, иконы, там же сидели почетные гости. Это место, которое в помещении видно сразу. Дизайнер Максим Максимов решил разобраться, есть ли в современном жилище такое главное место и пришел к выводу, что нет. Все располагают свои жизненные зоны согласно личному ритму, потребностям и так далее. «Красный угол» тоже можно двигать, ставить туда, где неэффективно используется пространство – например, в узкие углы в коридоре, но главаня идея заключается в том, чтобы на полке стоял самый важный предмет – икона, либо фотография, а может, любимая книга. Обладатель такой полки в итоге сам решит, чем он заполнит это пространство. Дизайнер сейчас думает о том, чтобы сделать предмет более функциональным и добавить еще несколько полок уже других цветов.
Приданое
- Объект Максима Щербакова, анализирующий процесс накопления материальных ценностей, берет свое начало также из традиционного быта. Девушки собирали приданое годами, накапливали одежду, какие-то бытовые мелочи, и хранили ценности в коробках, сундуках, которые ставили один на другой, располагали под скамью или на скамью…Максим решил это все систематизировать. Здесь, например, можно менять конфигурацию, снимать стенку, добавлять какие-то элементы, переставлять коробки, одну убирать внутрь другой.
Русалки
- Принты для тканей сделала дизайнер Света Герасимова. Здесь можно увидеть много элементов: лица и фигуры русалок и русалов, колосья пшеницы, еловые шишки. Света ориентировалась на легенду, гласящую о том, что русалки летом выходят из водоемов и резвятся в полях, где колосится пшеница, они качаются на ветвях деревьях, заманивают молодых людей своими чарами и потом утаскивают на дно. Этот принт – универсальный и может быть использован для украшения интерьерных тканей или в модной индустрии – для платьев, например. Один из фрагментов принта сейчас как раз перерабатывается под более тонкую ткань, он будет впоследствии украшать одежду. Света сначала рисует все руками, потом переводит в цифровой формат, дорабатывает, делает принт, зеркалит, складывает в калейдоскоп, и таким образом получаются работы. Если вы заметили, они все многослойные: под определенным углом всегда замечаешь разные элементы, находишь что-то новое.