18 октября 2017 14:40      19568

Индустриальные Канары и хребет динозавра: гид по Канонерскому острову

Канонерский остров притягивает к себе любителей индустриальной романтики, советской архитектуры и "заброшки". Peterburg2 прогулялся по острову и рассказывает, почему идеи сделать здесь пляжи, парки и видовые рестораны – не больше, чем утопия.
Читать в полной версии

ЗСД здесь как Лахта-центр: попадает на все фотографии

Из истории:

Остров носит финское название "Киссасари", что переводится как "кошачий". Никто так и не смог до сих пор объяснить причину такого названия. Из существующих вариантов два наиболее популярны: первый – это, что раньше здесь жило огромное количество котов, второй – остров по форме похож на кота.

На протяжении 18 века остров находился в ведомстве Адмиралтейства и назывался Батарейным благодаря расположенной на нём батарее с пороховыми погребами. В конце 18 века остров стал военным полигоном и получил название Канонирский, что значит "пушкарский". Но как только на соседнем Гутуевском острове в конце 19 века открыли Морской торговый порт, стрельбище закрыли, а название у острова осталось. До 1970-х годов остров считался закрытым и чуть ли не секретным, и даже на картах Ленинграда зачастую не обозначался. Однако с началом перестройки промышленность на острове стала "загибаться" и остров стал пустеть. Сейчас здесь проживает около 2,5 тысяч человек и насчитывается тридцать домов (жилых и нежилых).

Жилые здания тут, к слову, по нормам СанПина не могут находиться. Однако люди живут, и уезжать не собираются. Причём архитектура здесь действительно удивляет. Есть, например, дом с трехэтажными однокомнатными квартирами. Как такое возможно? А вот так: прихожая расположена на первом этаже, затем идёт лестница на этаж комнаты и санузла, а ещё выше лестница на кухню.  

Тот самый дом (справа) с трёхуровневыми однокомнатными квартирами

Попасть сейчас на остров можно лишь одной дорогой, которая ведёт по километровому подводному тоннелю. До 1980-х годов переправа и вовсе осуществлялась на паромах. Такая обособленность от суши во многом повлияла на сферу деятельности острова: с одной стороны проходит Морской канал, а на другой – находится Судеоремонтный завод.

Практически первое здание, которое мы видим при выезде из тоннеля – бассейн "Прибой", единственный до недавнего времени бассейн, где не добавляли хлор. Теперь здесь находится ещё и школа, поэтому попасть в бассейн стало намного труднее.

Бассейн

По правую руку от тоннеля – ещё один сосед Канонерского острова – остров Белый, на котором находится станция аэрации (очистные сооружения). На удивление, ожидаемых запахов уловить не получилось. Между собой острова соединены автомобильным мостом.

Ширина Канонерского острова – около 650 метров, длина – 5 километров. Летом (и в хорошую погоду) здесь можно спокойно дойти от одного края острова до другого и увидеть легендарную гигантскую надпись "Ленинград", которая встречает корабли на пути в порт.

На Канонерском острове есть только одна улица с именем – Путиловская набережная. Но все дома имеют в качестве адреса – название острова и номер дома.

"Хребет динозавра"

Доминанта района – мост ЗСД, который навис над всем островом и буквально "идёт по крышам домов".  Центральный участок скоростной трассы был открыт для движения 4 декабря 2016 года. Гул и грохот над островом вначале поражают, а затем становятся привычным фоном. Но шум на острове не только от ЗСД, но и от морского порта, где жизнь не прекращается ни на минуту: ходят буксиры, медленно проплывают большие корабли.

Некоторые дома, над которыми проходит ЗСД, наполовину расселены. Это значит, что часть квартир брошена (их можно отличить по разбитым окнам), а часть – продолжает быть жилым помещением для своих жильцов (цветы на подоконнике, свет по вечерам).

От скоростной трассы не только шум, но и пыль, которая оседает на окнах. Местные жители периодически собирают подписи под петицией с требованием установки шумозащитных экранов, замеряют уровень шума и загрязнения, жалуются на несанкционированную свалку, но уезжать отсюда не собираются, а продолжают бороться.

Недавно здесь прямо под трассой ЗСД открыли здание детского сада. Рядом с садиком установлены шумозащитные экраны, которые в перспективе станут ещё выше.

Шумозащитные экраны в данный момент почему-то установлены не со стороны Западного скоростного диаметра, а с противоположной. Непонятно, какой высоты должны быть новые шумозащитные экраны, которые смогут защитить от шума трассы, находящейся на высоте 50 метров.

Комментируют активисты в ВК-группе острова

Ещё в сентябре 2017 года этот детский сад посещал губернатор города Г.Полтавченко. Жители пожаловались ему на шум от Западного скоростного диаметра, а губернатор ответил, что раз все разрешения были получены, то всё соответствует нормам, но всё-таки пообещал провести проверку.

Новый детский сад

Похожая ситуация с трассой над головой скоро ждёт жителей Невского района, где планируют разместить Восточный скоростной диаметр. Трасса должна пройти параллельно улице Ворошилова, где располагается ЖК "Ладожский парк". 

Индустриальные Канары

Несмотря на экологическую ситуацию летом остров преображается: по всей Путиловской набережной сидят рыбаки с удочками, на бетонных плитах береговой линии загорают отдыхающие, в небольшом леске каждые выходные – пикники.

Эксперты считают, что при больших финансовых вложениях Канонерский остров мог бы стать привлекательным районом Петербурга формата waterfront-территории. Высказываются и такие утопические идеи как: строительство парка с пляжами, видовыми ресторанами и оранжереями. Однако любая реализация этих планов приведёт к увеличению машин, и как следствие, к транспортному коллапсу. А поскольку съезда с ЗСД на остров нет, то тоннель – единственная связь с "большой землёй" – окажется в транспортной блокаде. Да и наличие порта, очистных сооружений и ЗСД ставят под сомнение возможность организации здесь пляжей и перечёркивают планы развития острова как рекреационной зоны.

Как добраться до острова

На автобусе №66 от ст.м. "Нарвская"

На маршрутных автобусах от ст.м. "Сенная площадь", "Балтийская"

Можно добраться, конечно, и пешком или на велосипеде. Но тоннель под каналом настолько узкий и ветхий, что по нему страшно ехать даже на машине.

Подписывайтесь на наш канал в Дзен и Вконтакте