Этот поезд в огне: шесть катастроф в российском кино
Советский вариант "Титаника" за неожиданным авторством Станислава Говорухина. По сюжету пассажирский пароход с красивым названием "Цесаревич" чудом избежал затопления в водах Атлантики, чтобы к ночи оказаться охваченным пламенем. Капитан судна приглашает всех на увеселительную вечеринку в открытом море якобы по случаю своего "дня ангела", в то время как команда тайно готовит шлюпки и плоты. При минимальных спецэффектах и явно скромном бюджете, у Говорухина получилась идеальная смесь Хичкока и фильма-катастрофы.
"Экипаж" принято считать первым достойным фильмом-катастрофой в СССР. Его герои – экипаж пассажирского лайнера где-то в воздушном пространстве Африки – попадают в самый настоящий конец света, где под ногами – лава, все вокруг – огненная стена, а единственный способ спастись – угнать самолет как можно дальше. Перевоплощение скромных сотрудников "Аэрофлота" в бесстрашных героев, пусть и в скромных условиях советского кинематографа, несомненно, впечатляет. Но будем честными: успех "Экипажа" был достигнут, опять же, за счет тонкого лавирования между приключениями и мелодрамой – распространенный прием для фильмов-катастроф вообще. Кстати, "Экипаж" занимает шестую строчку в рейтинге советского проката за всю историю.
Спустя два года после выхода "Экипажа" режиссер Андрей Малюков решил повторить успех Александра Митты и создал свой фильм-катастрофу, взяв за место действия обыкновенный поезд. Сюжет очевиден: охваченный огнем поезд несется в темноту, а пассажиры и бригада пытаются остановить эту локальную железнодорожную катастрофу. "34-й скорый" у критиков почему-то не вызвал нареканий в части спецэффектов, зато до сих пор ленту критикуют за слабые психологические моменты.
На первый взгляд "Прорыв" может показаться ранним вариантом "Метро" Антона Мегердичева, но сценарий все-таки основан на реальных событиях 1974 года и рассказывает об аварии, произошедшей в Ленинграде при строительстве новой станции метрополитена. Для "Ленфильма" картина стала удачей: масштабные съемки в пустынном городе, впечатляющая сцена с тонущим троллейбусом и опробованные инновации в процессе работы. Те, кто видел фильм в детстве и пересмотрел в зрелом возрасте, удивляются гнетущей атмосфере и отсутствию всякого пафоса. Персонажи в "Прорыве" действительно показаны схематичными, и все внимание сосредоточено непосредственно на катастрофе - редкое дело в советском варианте этого жанра.
Фильм "Тревожное воскресенье" появился на волне энтузиазма советских режиссеров: всем хотелось показать, что наши ленты про пожары, взрывы, наводнения и ураганы могут быть не хуже американских. Отечественные фильмы-катастрофы так и не дотянули до западного уровня, зато по-новому открыли многих звезд телеэкрана. В "Тревожном воскресении", где местные чиновники и пожарные пытаются спасти портовый город от пятна разлившейся нефти, стоит обратить внимание на героиню Клары Лучко - председателя горисполкома, переживающую еще и личное горе. Где-то около этой женщины в фильме и проходит грань между катастрофой и социальной драмой – ну да кто из наших режиссеров этим не грешил.
Двухчасовая лента о российских подводниках, попавших в ловушку на 72-метровой глубине Баренцева моря. В фильме Владимира Хотиненко житейских анекдотов и личных драм ровно столько, чтобы обеспечить перевес в сторону трагикомедии. Важной чертой картины стало как раз-таки многообразие характеров – эту партию на себя взял мужской актерский ансамбль Марата Башарова, Дмитрия Ульянова, Сергея Гармаша и Андрея Краско. Разыграна она блестяще, и без явного желания угодить начальству: всю "мирную" часть фильма моряки пьют, гуляют, неприлично шутят, дерутся и иногда даже подворовывают. Из минусов – вся вина за случившееся и трагический финал в итоге ложится не на человеческий фактор, как это и бывает в России, а на внешние обстоятельства.