Фаллос Аполлона, грудь Афродиты: вредно ли детям смотреть на половые органы скульптур в Эрмитаже
В государственный Эрмитаж в начале апреля поступила жалоба из-за размещения обнаженных скульптур в стенах музея. Одна из посетительниц отметила, что беспокоится за моральный уровень воспитания детей и, по мнению заявительницы, данные экспозиции негативно влияют на несовершеннолетних.
Директор музея Михаил Пиотровский прокомментировал, что музею уже предлагали собрать все обнаженные скульптуры в одном месте и повесить знак «18+». Пиотровский отметил, что «Жалоба на обнаженные фигуры в Эрмитаже и реакция на письмо демонстрирует, что со здоровьем общества не все в порядке».
Peterburg2 поинтересовался у экспертов, нормально ли демонстрировать «обнажёнку» в музеях юным посетителям?
Комментирует Белевич Наталья Александровна, доцент кафедры социальных технологий СЗИУ РАНХиГС, кандидат психологических наук.
Каждый ребёнок для своего нормального развития должен пройти все стадии развития, в том числе и психосексуальное. Вообще сексуальность – это центральный аспект нашего человеческого бытия на протяжении всей жизни, который включает в себя и пол, и гендерную идентичность, и понимание гендерных ролей, и сексуальную ориентацию, отношения и т.д.
Формирование полового самосознания происходит у нас, практически, начиная с рождения. К 4-6 годам дети уже должны, в принципе, понимать, кто они: мальчик или девочка. А понимание пола приходит с пониманием строения тела. То есть если ребёнок не будет знать, что у кого-то строение тела бывает другое, то ему сложно будет самого себя идентифицировать по гендерному полу и таким образом пройти путь психосексуального развития.
Знать, как выглядит человек и что между полами есть различия, – это естественно. Дети ещё не знают о предназначении этих органов и того, что знаем мы. И они не видят это так, как видим мы, взрослые. Но если для детей искусственно делать эту тему таинственной или неприличной, то, естественно, у детей будет возникать больше вопросов и как раз именно той направленности, которой нам, может быть и не хотелось, чтобы она складывалась именно в этом возрасте.
А так, для детей восприятие половых органов на определённом этапе – это тоже самое, что любая часть тела. Когда ребёнок взрослеет, при виде обнажённой фигуры он начинает задавать неудобные вопросы, чего, вероятно, и боимся мы, взрослые. Но эти неудобные вопросы означают, что они уже волнуют ребёнка, значит пора говорить о том, что его интересует. Иначе дети сами будут искать ответы, например, в Интернете, в Ютубе.
Если говорить об обнажённых скульптурах – это всё-таки больше эстетическое представление человеческого тела. И если ставить ограничение «18+», то родители не смогут познакомить детей с искусством через скульптуры.
Комментирует петербуржец Кирилл, фотограф, отец девятилетней дочери-третьеклассницы.
Обнаженная скульптура – это классическое искусство, а, значит, важная часть классического образования. Я убежден, что прививать детям любовь к классике и эстетике надо с самого раннего детства. Я бы, может, понял, если бы речь шла о сверхреалистичной живописи с эротическим подтекстом, которым грешили в расцвет романтизма, но скульптура, Карл!
Вообще, это отличный способ провести с ребенком небольшой экскурс в биологию, анатомию и сексологию, если чадо обратит внимание на очевидные различия в обнаженных скульптурах.
Комментирует Маргарита Ольшакова, искусствовед и преподаватель истории искусства.
Жалоба на Эрмитаж и требование ограничить детей от просмотра обнажённых скульптур кажется грустной и комичной одновременно. Большинство классических скульптур очень целомудренные, эротизм в них, даже когда он присутствует, мягкий и может вызвать гнев только у той части аудитории, которая сталкивается с искусством очень мало, обладают невысокой насмотренностью и начитанностью.
Тело и образ тела в искусстве не равны друг другу. Нагота имеет множество значений, даже такие как душевная чистота и невинность.
Иногда нагота включается в идею совершенства личности. Особенно, когда речь идёт об античных героях. Например, в Древней Греции существовало понятие «калокагатия», под которым подразумевалось соединение внешней и внутренней красоты, где первая служила доказательством второй. Красивое обнажённое тело в этом случае подтверждало высокую нравственность и доброту намерений. До нас дошла легендарная история о Фрине, натурщице древнегреческого скульптора Праксителя, которая позировала ему для Афродиты Книдской. Это было первое полностью обнажённое изображение богини красоты и любви. Его посчитали кощунственным, и Фрину призвали к суду, чтобы выяснить, хотела ли она таким образом оскорбить богиню, имела ли злые намерения. Чтобы доказать свою невиновность Фрина ... разделась перед ареопагом! В культуре древних греков, где царили представления о калокагатии, физическая красота её нагого тела послужила железным доказательством её душевной чистоты.
И это только один из множества вариантов репрезентации тела в истории. Поэтому важно понимать: те, кто пытаются огородить детей и подростков от обнажённого тела в искусстве во всех его проявлениях, не делают добра, напротив, лишают их возможности своевременно войти в культуру и понимать её нюансы, видеть в теле не только сексуальный подтекст, но и множество других, не менее ценных.
А как вы считаете? Нужно ли запрещать обнажённые скульптуры в музеях? Или это нормально?