20 сентября 2017 16:20      5832

Елена Коловская: "От фестиваля этого года жду, как ни странно, гармонии"

В рамках фестиваля "Современное искусство в традиционном музее" художники из 7 стран представят 12 персональных и коллективных проектов, которые посвящены одной теме – "Факты и вымыслы". Поговорили с руководителем фестиваля Еленой Коловской о том, как изменился проект и чего стоит ждать от него в этом году.
Читать в полной версии

Елена Коловская на открытии 13-го фестиваля "Современное искусство в традиционном музее"

Елена, как появился фестиваль, какие цели ставил перед собой? Оглядываясь назад, какие существенные изменения произошли за эти годы? Может быть, появились новые задачи? Фестиваль 2000-го года и фестиваль 2017-го – какие они?

Наш фестиваль – самый старый музейный фестиваль в городе – гораздо позже появились "Ночь музеев" и "Детские дни", которые, кстати, во многом ориентировались на нас.

Мы придумали фестиваль в 2000 году, когда у современного искусства не было большой аудитории – и еще нам хотелось, чтобы жители Петербурга узнали о небольших музеях, в которых они, скорее всего, раньше не бывали. Задач у фестиваля две: показать новое искусство в необычном для него окружении музейных интерьеров – и привлечь новую аудиторию в музеи, которые не так хорошо известны.

Сложнее ли стало продвигать и развивать современное искусство? В последние годы отношение к нему в обществе довольно неоднозначное.

Мы никогда не испытывали сложностей с продвижением своих проектов – наверное, потому, что хорошо представляем, кто наша аудитория и постоянно придумываем новые форматы – например, недавно придумали Биеннале музейного дизайна.

И общество не однородно – кому-то нужно современное искусство, кому-то подавай "традицию" (кстати, как показывает наш опыт, это не обязательно "поколенческое" различие – у нас есть настоящий клуб пенсионеров-фанатов нашего фестиваля). Самое главное, чтобы человек понимал: если ему что-то не нравится – отсюда не следует, что это не имеет право на существование. Терпеливо объяснять такие вещи – тоже часть нашей работы.

Какие последние художественные проекты и акции в России, в частности, в Петербурге показались вам интересными? И почему?

Важно постоянно расширять территорию современного искусства – чтобы все время появлялось что-то новое, поэтому очень нужны такие проекты, как Новая Голландия или Музей уличного искусства. И очень важно, чтобы крупные музеи тоже предъявляли обществу современное искусство – поэтому так необходимы выставки в Эрмитаже или Пушкинском.

Куратором фестиваля в этом году стала Катрин Беккер, директор Видео-форума в Новой берлинской ассоциации искусств. Расскажите о начале вашего сотрудничества. Как Катрин отнеслась к вашему предложению?

С Катрин мы знакомы очень давно – она училась в России, говорит по-русски и знакома со многими художниками. Поэтому к предложению стать куратором отнеслась очень позитивно. Кроме того, у нее уже был опыт кураторства в России – на III Молодежной биеннале современного искусства в Москве в 2012 году.

Для нас важно, что мы разговариваем на одном языке – с Катей было легко работать, она настоящий профессионал, ко всему относится очень ответственно: ходила во все музеи, участвовала в выборе проектов, обсуждала со всеми художниками их работы, писала тексты...

Катрин Беккер

Какие открытия вы сделали для себя за время подготовки фестиваля? Как Катрин взглянула на петербургские пространства для выставок и арт-проектов? Наверняка, ее взгляд на современное российское искусство несколько иной, чем у наших кураторов.

Мы, как всегда, открыли для себя новые музеи – в этот раз Музей истории фотографии (очень интересный частный музей) и Музей-квартиру Елизаровых (настоящий заповедник 1920-х...).

Катя была во многих музеях Петроградской стороны – на самом деле, первоначальный список был гораздо шире, но в итоге те музеи, которые вошли в программу фестиваля – во многом – выбор куратора. А художники в нашем фестивале не только российские – в этом году у нас будут проекты из Германии, Турции, Ирландии, Австрии...

Расскажите поподробнее о теме фестиваля этого года – "Факты и вымыслы". Что она скрывает за собой? В первую очередь возникают ассоциации с трактовкой истории нашей страны - тогда и сегодня.

Тему фестиваля придумывает куратор – Катя предложила "Факты и вымыслы" – очень, на мой взгляд, удачная тема для музеев. Что в музее факт – а что вымысел? Мы даже затеяли такую игру в соцсетях, где рассказываем разные музейные истории и предлагаем угадать – факт это или вымысел.

Но Катя как куратор видит эту тему шире – здесь речь не только в том, что показывают музеи – но и о том, что рассказывают художники, которые в каждом новом проекте фактически конструируют новую действительность...

Музей политической истории России

Будет ли на фестивале так или иначе отражена главная тема 2017 года – столетие революции?

У нас не было такой задачи – и художников мы об этом специально не просили. Но на Петроградской стороне много музеев, которые с революционной тематикой так или иначе связаны: Музей Кирова, Музей политической истории, Музей Елизаровых, Дом Матюшина... Так что и проекты, которые в них будут показаны, иногда будут с революционным / постреволюционным временем связаны... Но прямых ссылок на революцию 1917 года нет.

Как вы выбирали площадки для выставочных проектов? От чего отталкивались – от музея или от проекта?

Обычно мы делаем так: составляем лонг-лист музеев, куратор их посещает, и в зависимости от темы, которую хочет предложить, сокращает список до шорт-листа. Затем мы объявляем тему, публикуем вместе с ней список музеев – и приглашаем художников присылать проекты. Потом конкурс, отбор с участием куратора – и в итоге составляется программа фестиваля.

Насколько вообще сложно договориться с музеями об организации выставок подобного рода? Приходилось ли искать другую локацию для того или иного проекта в случае отказа одной из площадок?

Не сложно – фестиваль существует уже 17-й год, в музейной среде он хорошо известен, и музеи как раз очень хотят в нем участвовать. То, что мы показываем новое искусство – не препятствие, потому что по условиям фестиваля, художественный проект должен быть обязательно связан с тематикой музея, должен вписываться в музейный контекст.

В этом году все музеи-участники расположены на Петроградской стороне. С чем связан такой выбор?

Начиная с прошлого фестиваля (2015 год), мы решили ограничивать его географию и не "растекаться" по всему городу – это скорее связано с логистикой: транспортная ситуация в городе за 17 лет изменилась драматически, и теперь автобусы между музеями не так "летают", как раньше – гораздо проще объехать все выставки, когда они расположены близко друг к другу. В 2015 году был Васильевский остров, в этом году – Петроградская, через два года будет какой-нибудь район в центре, возможно, Адмиралтейский.

На что вы бы посоветовали обратить особое внимание гостей фестиваля? На какие проекты и специальные мероприятия?

Кроме выставок в 8 музеях, запланированы лекции про авангард в Музее Матюшина, сеансы фильма "Видеограммы одной революции" в Музее Елизаровых, по выходным – арт-медиации на выставке "Настоящая небыль" в Музее политистории, будет также два музыкально-мультимедийных события в Музее Шаляпина (он не входит в фестивальный маршрут, т.к. в нем нет выставки, но участвует в специальной программе). На все события необходима предварительная запись – на сайте фестиваля proartefestival.ru

Какая программа запланирована для детей?

Для родителей, которые готовы знакомить своих детей с современным искусством, разработан специальный "детский маршрут", в который включены 4 музея: Музей космонавтики в Петропавловской крепости, Музей Кирова, Музей фотографии и Дом Матюшина. В любом музее фестиваля можно будет взять бесплатную "книжку-гид" и выполнить вместе с детьми задания, разгадать загадки и ребусы, раскрасить картинки. Некоторые задания в посвящены музейным экспонатам, а другие знакомят ребенка с непростой терминологией современного искусства. Конечно, наш фестиваль не предназначен специально для детей, но детям будет чем заняться.

Что лично для вас – показатель успешности фестиваля? И чего вы ждете от фестиваля этого года?

Для меня показатель успешности – не количество тысяч людей, которые толпой пробежались по музеям. Гораздо важнее, чтобы проекты, которые показываются в музеях, заставили зрителя о чем-то задуматься – о себе, о жизни, об искусстве... Если это происходит, и не один раз – значит фестиваль получился. О том, что думают зрители, мы раньше узнавали из книг отзывов, теперь еще есть социальные сети – так что обратная связь налажена. Для нас также важно, чтобы музеи чувствовали себя комфортно в диалоге с современным искусством, а художники бы чувствовали, что их проекты интересны и вызывают споры. От фестиваля этого года жду, как ни странно, гармонии – он, по-моему, получился очень цельный.

Подписывайтесь на наш канал в Дзен и Вконтакте