Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

16+

Отзывы о Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник

Интересность : Места с историей уходящей за тысячу лет назад! Помимо музея просто круто погулять по тем местам и подняться на смотровые площадки. Приезжал сюда маленьким и был в восторге. Сейчас приезжал с детьми, а эмоции все те же. Наверное, больше советовал бы ехать туда летом.
Расположение : 2 часа езды на машине от Петербурга.
Интерьер : Крепость, несмотря на свою тысячелетнюю историю в хорошем состоянии.
Обслуживание : Экскурсоводы интересно рассказывали и отвечали на вопросы детей, даже те, что появлялись из-за невнимательности.
Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник
Адрес

пос. Старая Ладога, пр. Волховский, д. 19

карта
Район
Волховский район (Ленинградская область)
Узнать, как пройти, проехать или посмотреть мероприятия в этом месте.

Актуализировать данные и увеличить число посетителей

Отзывы посетителей о Староладожском историко-архитектурном и археологическом музее-заповеднике

Общая оценка:9.25 / 10
Интересность 10
Расположение 7
Интерьер 10
Обслуживание 10
Оставить отзыв
посетитель
9.25 / 10 1 марта 2020 г. 16:11
Экскурсоводы интересно рассказывали и отвечали на вопросы детей, даже те, что появлялись из-за невнимательности.  Крепость, несмотря на свою тысячелетнюю историю в хорошем состоянии.  2 часа езды на машине от Петербурга.  Места с историей уходящей за тысячу лет назад! Помимо музея просто круто погулять по тем местам и подняться на смотровые площадки. Приезжал сюда маленьким и был в восторге. Сейчас приезжал с детьми, а эмоции все те же. Наверное, больше советовал бы ехать туда летом.   на страницу отзыва

Отзывы помогают нам определиться с выбором, принять правильное решение о посещении того или иного места. На Peterburg2 вы всегда найдете интересные отзывы о Староладожском историко-архитектурном и археологическом музее-заповеднике. Наши посетители оценивают Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник по интересности и другим параметрам. Вы можете пожаловаться нам на отзыв или комментарий
Рекомендованы для посещения Петербургом2
Культовый ресторанный проект \Культовый ресторанный проект "Рибай"Государственный Эрмитаж: Зимний дворец Петра IГосударственный Эрмитаж: Зимний дворец Петра IКультурный квартал БрусницынКультурный квартал Брусницын Ленинградский зоопарк Ленинградский зоопарк

Комментарии посетителей

Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте
Ваше имя
 
Новости официального сайта и группы ВКонтакте
Музей-заповедник «Старая Ладога»

вчера в 16:22


#КультурныйСлой #СтароладожскийКультурныйСлой В 2004 году при раскопках Земляного Городища найдены деревянные клещи хомута. Хомут – часть конской упряжи, позволяющая распределить нагрузку на шею и плечи лошади. Классический жёсткий хомут состоит из клещей, супони (ремень, стягивающий клещи хомута в нижней части) и хомутины – мягкой подкладки из кожи и войлока. Принято считать, что жёсткий хомут был изобретён в VII веке на Востоке, в начале X столетия он попал на территорию Европы и к XII веку получил широкое распространение. Причём, одними из первых активно использовать хомут стали франки и норманны. В соседнем Ладоге Великом Новгороде клещи хомутов встречаются в слоях X и выше. Изобретение жёсткого хомута повлияло на развитие сельского хозяйства: произошла замена волов более быстрыми лошадьми. Используемое ранее ярмо сильно давило лошади на дыхательные пути, что в итоге сильно влияло на её трудоспособность. По этой причине на протяжении многих десятилетий во время пахоты или при перевозке тяжёлых грузов использовали крупный рогатый скот. Итак, вернёмся к клещам, обнаруженным на Земляном Городище: изготовленные из цельных кусков дерева, имеющие гужевые отверстия в центральной части и для связки супонью в нижней. На одной клешне процарапан орнамент в виде спиралей и геометрических фигур. Теперь же информация, на которой хочется сделать отдельный акцент: ладожские деревянные орнаментированные клещи жёсткого хомута найдены в слое, датируемом 70-ми – 80-ми годами IX (!!!) века. Алёна Залогина, хранитель коллекции «Археология»
23.05.2024 в 09:00


ЛИЦОМ К ЛИКУ Совсем недавно 5 мая Православная Церковь встретила главный христианский праздник – Пасху Христову! Её празднование длится 40 дней. Поэтому сегодняшнюю публикацию мы посвятили иконе «Воскресение (с 12-ю праздниками в клеймах)» ХIХ в. Скорее всего, это аналойный образ для поклонения верующих или для домашней молитвы. Перед нами икона со сложной иконографией, именовавшаяся среди иконописцев Нового времени «по́лницей» (от слова «полный») и получившая большое распространение в народной среде. В клеймах по периметру иконы изображён годовой литургический цикл праздников. Порядок изображений в клеймах нужно рассматривать не по часовой стрелке, а слева направо, словно читаешь книгу, пропуская средник: Троица Ветхозаветная, Рождество Богоматери, Введение Богоматери во храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Богоявление, Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Успение Богоматери, Воздвижение Креста Господня. В центральной части средника «полниц» обычно изображается сцена «Восстание из гроба – Сошествие во ад». Так, в среднике иконы «Воскресение» из музея-заповедника «Старая Ладога», отделённом от клейм зелёной с белым рамкой, Иисус Христос изображён дважды: в верхней части Он стоит на гробе, слева от Него – ангел, а справа – благоразумный разбойник; в нижней части Господь изображён протягивающим руку Адаму, чтобы вывести его из ада, справа от Спасителя стоит Ева. Такой двусоставный тип изображения Воскресения появился в отечественном искусстве в XVII – XVIII веках в результате копирования русскими иконописцами западноевропейских гравюр, в первую очередь из «Библии Пискатора». Ранним примером использования иконографии «Восстание Христа от гроба» в русском искусстве является икона первой половины XVII века «Воскресение с Сошествием во ад» из церкви Спаса Пробоина в Ярославле (Ярославский художественный музей, илл. 3). Она написана строгановскими мастерами на очень высоком художественном уровне. Образ из музея-заповедника «Старая Ладога» принадлежит к народным иконам: «краснушкам» и «полосатым». О рассказ шёл ранее. В «полосатых» иконах фоны, как в среднике, так и в клеймах, выполнялись в два цвета: верхняя часть – светлой краской (чаще ярко-жёлтой, заменявшей золото); нижняя часть – тёмной. В статье Михаила Красилина «Народная икона: феномен национальной культуры» (журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 89. Сентябрь 2011) опубликовано изображение иконы «Воскресение Христово с праздниками» (2-я пол. XIX в.. Центральная Россия, Церковное собрание, илл. 4). Уже при первом взгляде заметно сходство исполнения образов, как будто их писал один и тот же мастер. Подобные иконы «Воскресение с двунадесятыми праздниками» пользовались большим спросом у крестьян, так как зачастую выполняли функцию «аграрного» календаря. Поэтому перед иконописцами стояла задача: сделать как можно больше икон, причём доступных по цене. Дарья Исакова, хранитель коллекции «Иконопись и церковная утварь» #лицом_к_лику
22.05.2024 в 09:00


НОВОСТИ ФОНДОВ Дорогие друзья, позвольте поделиться с вами нашей радостью. Недавно музей-заповедник «Старая Ладога» получил ценные дары от администрации Волховского муниципального района Ленинградской области. Нам передали две живописные работы достаточно внушительных размеров: 218х127 и 160х133 сантиметра! Живописные работы на протяжении нескольких десятилетий украшали стены административного здания. Конечно, ценность их не только в размерах: на наше счастье на картинах оказались автографы авторов. Лев Константинович Богомолец (1911-2009) и Галина Александровна Смирнова (1929-2015) – представители Ленинградской школы живописи, большой группы художников-живописцев разных поколений и стилистических предпочтений, сложившейся в основном в 1930-1970-е годы в Ленинграде вокруг реформированной Академии художеств и объединённой Ленинградским Союзом художников. Картина Льва Константиновича Богомольца под названием «Лов начался» в 1951 году участвовала в «Выставке произведений ленинградских художников 1951 года» в залах Государственного Русского музея. Вторая картина под названием «Смена», созданная Галиной Александровной Смирновой, в 1957 году участвовала в «Выставке произведений ленинградских художников, посвященной 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции» также в залах Государственного Русского музея. Обе выставки являлись крупнейшими для своего времени как по числу участников и масштабу экспозиции, так и по художественному уровню представленных работ. Тематические картины в стиле социалистического реализма были широко распространены в советское время. Научные сотрудники и хранители музея приступили к тщательному изучению полученных полотен. И уже после приёма в музейный фонд Российской Федерации в рамках рубрики «НОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ» мы более подробно расскажем вам как о самих работах, так и об их авторах. Юлия Удалова, зам. директора по учёту и хранению музейных фондов
18.05.2024 в 10:11


С ПРАЗДНИКОМ!
14.05.2024 в 14:05


НОЧЬ МУЗЕЕВ В СТАРОЙ ЛАДОГЕ Друзья! Уже в эту субботу, 18 мая, состоится ежегодная акция, приуроченная к празднованию Международного дня музеев. В "Год семьи" мы приглашаем провести тёплый семейный музыкальный вечер в доме Петра Васильевича Калязина. Нас ждут нежная скрипка, многозвучное фортепиано и вечная прекрасная классика. Ждём всех в гости!
10.05.2024 в 09:37


#КультурныйСлой #СтароладожскийКультурныйСлой Какие только в наши дни не встречаются ножницы: канцелярские и маникюрные, медицинские и парикмахерские, портновские (или закройные) и кухонные, садовые, по металлу и даже специальные ножницы для прорезывания одёжных петель – петельные. Несмотря на разнообразие использования, все ножницы делятся на два типа: шарнирные и пружинные, известные на территории Руси с древнейших времён. Сегодня мы обратим внимание на последние. Пружинные ножницы состоят из массивного пружинящего кольца и отходящих от него режущих полотен. Уже в Х веке ножницы изготавливали путём наварки стальных лезвий на железную основу. Причём, сначала стальная полоса составляла значительный участок режущего полотна, то есть применяли технику торцевой сварки. Со 2-ой половины XII века стали наваривать стальную тонкую, но широкую полосу только на внутреннюю поверхность лезвия (так называемый приём косой сварки). Первые пружинные ножницы были найдены археологами на территории Древнего Рима. До наших дней данный инструмент практически не изменил свою форму. Каких-либо хронологических, функциональных или конструктивных особенностей средневековых ножниц пока выделить не удалось. Б. А. Колчин высказал предположение о функционале инструментов в зависимости от их размеров: маленькие могли использовать как туалетные, средние – в хозяйственных нуждах, большие были в ходу у портных, сукновалов и других ремесленников. Сейчас пружинные ножницы чаще всего используют для стрижки овец. В коллекции «Археология» музея-заповедника «Старая Ладога» есть несколько средневековых пружинных ножниц. Одни найдены при раскопках городища Любша, другие – во время исследований Земляного Городища, третьи – на Варяжской улице. Все они датируются в пределах VIII – X веков. Алёна Залогина, хранитель коллекции «Археология»
10.05.2024 в 09:00


III МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ПРАВИЛЬНОГО КИНО #МузейПобеды #Фестивальправильногокино
09.05.2024 в 10:00


III МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ПРАВИЛЬНОГО КИНО #МузейПобеды #Фестивальправильногокино
08.05.2024 в 10:16


III МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ПРАВИЛЬНОГО КИНО Дорогие друзья! Приглашаем на кинопоказы III Международного фестиваля правильного кино, приуроченные к празднованию Дня Победы. Сеансы пройдут в доме П. В. Калязина 8, 9 и 10 мая. Вход свободный! #МузейПобеды #Фестивальправильногокино
08.05.2024 в 09:00


"ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ" Недавно фонд библиотеки музея-заповедника «Старая Ладога» пополнила бесценная книга-документ «Староладожский сельский совет. Они сражались за Родину». Это наиболее полный на сегодня список участников Великой Отечественной войны – жителей довоенного и послевоенного Староладожского сельсовета, Староладожского сельского поселения. Огромный труд по розыску, собиранию и публикации списка проделан Наталией Александровной Малышевой, которая много лет была директором Староладожского дома культуры, и которую знают, наверное, все ладожане. Мы благодарим Наталию Александровну за предоставленный экземпляр издания. В список включены фамилии 1071 жителя Старой Ладоги и окрестных деревень, которые здесь родились или жили в наших краях до и после войны. Тех, кто, защищая Родину, сложили головы на полях сражений, и тех, кто с победой вернулись домой. В информации об участниках войны есть даты рождения, фамилии родителей или супругов, наименования воинских подразделений, в которых воевали солдаты и офицеры, сведения о наградах. О тех, кто не вернулся с войны, сообщается (если известно) дата и место, где погиб и похоронен воин. Есть сведения об участниках советско-финской войны 1939-1940 годов. В каждой строке книги – нелегкая и трагическая судьба человека, который жил на этой земле и защищал её в грозные военные годы. Нередко в списке целая семья, где и отец, и сыновья, а иногда и дочери воевали на фронте. И не все вернулись домой. Пусть эта книга-памятник сохранит их имена в истории Старой Ладоги, в истории нашей страны. Е. А. Карасева, зав. библиотекой музея-заповедника «Старая Ладога»
07.05.2024 в 12:17


ЖДЁМ ГОСТЕЙ В "НОЧЬ МУЗЕЕВ"!
04.05.2024 в 10:51


РЕЖИМ РАБОТЫ МУЗЕЯ В ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ
01.05.2024 в 09:00


БУМАЖНЫЕ ХРАНИТЕЛИ БЫЛОГО. С 1 МАЯ! 1 Мая или День международной солидарности трудящихся был одним из самых значимых праздников в СССР. Наверняка, если задать вопрос «С чем у Вас ассоциируется 1 Мая?» людям, заставшим советскую эпоху, то их ответы будут очень похожими. Для многих Первомай – это грандиозные демонстрации, проходившие во всех уголках страны, когда колонны трудящихся под музыку шествовали по улицам и площадям с огромными транспарантами, флагами, воздушными шарами и цветами – символами весеннего торжества. Всё это по-настоящему объединяло, заставляло гордиться высокими результатами труда и достижениями, к которым имел отношение каждый советский человек. Праздник 1 Мая, как и другие, находил отражение в массовой печатной продукции – знакомых многим поздравительных открытках. Иллюстрации для них создавали такие художники как И. Дергилёв, А. Любезнов, Б. Пармеев, А. Самсонов и многие другие. Кроме того, иллюстрациями для открыток служили соответствующие теме фотографии. Основными «первомайскими» сюжетами являлись массовые шествия трудящихся с флагами на Красной площади, народные гуляния, весенние цветы, лозунги. Среди печатных изданий в музейной коллекции «Документы» своей пестротой и многообразием выделяется собрание открыток 1950−1990-х годов ко Дню международной солидарности трудящихся (Ил. 1−7). Его небольшую часть можно увидеть на временной выставке «Мир! Труд! Май!» в Доме П. В. Калязина. В рамках настоящей заметки мы представляем вашему вниманию ещё одну часть этого собрания. С праздником, дорогие друзья, и до встречи в следующем месяце! Ольга Ищенко, хранитель коллекций "Документы", "Фотодокументы", "Редкая книга" #бумажныйхранитель
30.04.2024 в 16:18


«МИР! ТРУД! МАЙ!» 19 апреля в фойе Дома П. В. Калязина музея-заповедника «Старая Ладога» (ул. Варяжская, д. 6А) начала работу временная выставка «Мир! Труд! Май!». Выставка приурочена ко Дню Праздника Весны и Труда – 1 мая. На экспозиции представлено более 100 музейных предметов, рассказывающих о трудовых достижениях ладожан в 1940−1980-х годах. Основой выставки служат документы, медали, почётные знаки и грамоты работников Волховского районного объединения «Сельхозтехника», совхоза «Волховский», детского дома, Дома культуры и других трудовых коллективов Старой Ладоги. Важной частью экспозиции стали многочисленные фотографии − иллюстрации трудовых будней, где отличились даже самые юные ладожане. Атмосфера села и его труженики вдохновили художника Д. П. Бучкина на создание представленных работ «Старая Ладога» и «Колхозники Старой Ладоги», ставших настоящими художественными «окнами» в мир Ладоги советской. Наряду с другими любимый многими праздник 1 мая нашёл отражение и в массовой печатной продукции – знакомых многим красочных открытках. Первые гости выставки уже ознакомились с экспонатами, вызвавшими у них неподдельный интерес. Было приятно наблюдать за тем, как ладожане, многие из которых застали советское время, узнавали на фотографиях своих земляков, делились друг с другом воспоминаниями. Стоит отметить, что формирование музейных коллекций предметов советской эпохи началось в 1970-х годах и продолжается до сих пор. За прошедшие 50 лет, благодаря, прежде всего, неравнодушию местных жителей к сохранению исторической памяти и работе сотрудников музея, сформировались собрания документов, наград, фотографий и других материалов. Многие из них посвящены трудовой деятельности и её высоким результатам как отдельных личностей, так и целых коллективов. В силу своей компактности выставка рассказывает лишь о немногих из них. Однако мы надеемся, что даже эта небольшая часть музейных собраний отражает достойный похвалы и памяти созидательный труд не только одного человека, но и целой страны. Выставка работает до 19 июня 2024 года в доме П. В. Калязина (ул. Варяжская, д. 6а). Приглашаем всех желающих! Ольга Ищенко и Ксения Лучина, авторы выставки
26.04.2024 в 09:00


#КультурныйСлой #СтароладожскийКультурныйСлой Весна – время открытия сезона рыболовства. Именно в марте-апреле реки освобождаются ото льда, рыба идёт на нерест, а рыбаки достают свои удочки и снасти. Однако не все способы поимки водных обитателей сейчас считаются законными. Например, способ добычи рыбы при помощи колющих орудий считается браконьерским и хищническим. У наших предков таких запретов не было, поэтому одним из самых ранних и самых эффективных приспособлений для ловли рыбы у жителей побережий была ОСТРОГА. Данное орудие в арсенале рыболовов появилось задолго до крючков и блесны. В отличие от , в раннем Средневековье остроги были железными. Раскопки на территории Старой Ладоги и других древнерусских городов позволили установить, что железные составные остроги различных типов были самым массовым колющим орудием, используемым в рыбном промысле. Железный наконечник изготавливался из нескольких четырёхгранных стержней, изогнутых определённым образом. Стержни сваривали между собой и закрепляли в специальном пазу длинного древка. Каждый из острых концов имел противошип – заострённый выступ, предотвращающий соскальзывание добычи. Древко могло достигать длины четырёх метров и позволяло ударом сверху насадить одну или несколько рыбин. Охота велась с берега или лодки в ночное время, когда рыбу, используя искусственное освещение, можно было подманить к поверхности воды. Представленный в сообщении железный наконечник, согласно И. И. Тарасову, является одной из симметричных половин составной двухчастной остроги (илл. 2), имеющей шесть зубьев. Верхняя часть вбивалась либо вставлялась в паз древка и дополнительно привязывалась к нему. Данное орудие датируется XI–XIII вв. по аналогии с находками, сделанными в Новгороде и Пскове. Станислав Выскубов, хранитель коллекции «Археология»
25.04.2024 в 10:20


ПАТРИАРХИ И МЫСЛИТЕЛИ Дорогие друзья! Приглашаем на открытие выставки "Патриархи и мыслители"! Мероприятие состоится завтра, 26 апреля, в 15:00 в доме П. В Калязина (ул. Варяжская, д. 6а). Вход свободный!
23.04.2024 в 09:00


ПАТРИАРХИ И МЫСЛИТЕЛИ
22.04.2024 в 09:00


ЛИЦОМ К ЛИКУ Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня нам предстоит знакомство с образом «Спас Вседержитель» (кон. ХIХ в., г. Санкт-Петербург) (илл. 1). Икона достаточно большого размера (71x56,5x2,7 см), поэтому написана была, скорее всего, для иконостаса храма. В иконах Спасителя людям открывается таинство Боговоплощения. Образ Спаса Вседержителя стал самым распространённым ещё в Византии, где назывался «Христос Пантократор» (с греческого, «всевластный», «всесильный»). Это поясное изображение Иисуса Христа с Евангелием в левой руке и благословляющей правой рукой. Иконография «Христа Вседержителя» сложилась в Византии в доиконоборческий период. Древнейшая икона такого типа датируется VI веком (илл. 2). Окончательно иконография Христа Пантократора и других образов святых сложилась в Византии к середине IX века, когда была одержана победа над иконоборчеством. «Исторический тип» Спасителя, утвердившийся в византийском искусстве, был принят как образец и другими православными поместными церквями (в том числе и на Руси): это человек средних лет, с длинными до плеч тёмно-русыми волосами, с небольшой бородой, с правильными чертами лица греко-семитского типа, с крупными карими глазами. На иконе из музея-заповедника мы видим именно такое каноническое изображение Христа. Лик Спасителя лишён эмоций и чувств. Главным объектом всего изображения являются глаза с замершим пристальным взглядом (как на византийских иконах – илл. 3). Лик Христа ассиметричен, что тоже характерно для греческой иконописи. Отличительная черта изображений Спасителя – крестчатый нимб, то есть нимб с вписанным в него крестом. Это знак крёстной жертвы Господа. Со временем внутри нимба появились буквы «O» «Ѡ» «H», что по-гречески значит «Сущий» (Бог открыл это имя Моисею). До наших дней сохранилось достаточно много икон, похожих на «Спаса Вседержителя» из музея-заповедника «Старая Ладога». Приведём одну из них для сравнения. Глядя на старообрядческую икону XIX в. «Спас Вседержитель со святыми на полях» (илл. 4), мы можем заметить много общего: 1) древнерусский принцип изображения личного; 2) строгость и отчуждённость лика Спасителя; 3) двуперстное благословение (принятое в Русской Православной церкви до реформы патриарха Никона в XVII веке); 4) открытое Евангелие с одинаковым текстом из Евангелия от Матфея (глава 11, стих 28-29): «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим»; 5) контрактура «IC҃ / XC҃» – по сторонам от нимба (после реформы патриарха Никона было положено писать IИС. ХРС.). Всё это свидетельствует в пользу того, что икона «Спас Вседержитель» из музея-заповедника «Старая Ладога» относится к старообрядческим иконам. Её отличием от иконы из Зарайского Кремля является наличие растительного орнамента на одеждах Христа и позолоченном фоне. Такой орнаментированный фон был достаточно распространён в XIX в. Сравните с тремя иконами того же периода и такого же иконографического типа (илл. 5, 6, 7). На них всех мы видим Спасителя в образе Пантократора с древнерусским ликом, восходящим к византийскому прототипу, и с обилием орнамента на одеждах Христа и фоне в народном стиле. Таким образом, икона «Спас Вседержитель» из музея-заповедника содержит черты старообрядческой иконописи. Дарья Исакова, хранитель коллекции «Иконопись и церковная утварь» #лицом_к_лику
20.04.2024 в 09:00


Добро пожаловать в рубрику #МузейныеЗагадки! Образы св. Александра и св. Феодора Стратилата на княжеской печати соответствуют крестильным имени и отчеству владельца буллы. С именем Александра вопросов не возникает. А вот образ Феодора Стратилата Александр Невский позаимствовал у своего отца Ярослава Всеволодовича, который при крещении получил имя Феодор. Таким образом, Александр Невский стал одновременно и Ярославовичем, и Феодоровичем. Божественная благодать сообщается верующим через Таинства православной церкви. Таких Таинств существует семь. О трёх из них рассказывает экспозиция «Ладога Христианская». В рамках рубрики #МузейныеЗагадки по главным атрибутам попробуйте отгадать название этих трёх Таинств. Успехов, дорогие головоломщики, в решении музейной загадки!
17.04.2024 в 09:00


СВИДАНИЕ С ТАЛАНТОМ Музей-заповедник "Старая Ладога" приглашает на открытие выставки работ Александра Дмитриевича Кетова, приуроченной к 110-летию художника. Открытие выставки состоится 20 апреля в 14:00 в доме П. В. Калязина (ул. Варяжская, д. 6а). Вход свободный. Ждём вас в гости! Подробнее о выставке и художнике на нашем сайте: https://ladogamuseum.com/vyistavki/vyistavka-«svidanie-s-talantom».-k-110-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-a.d.-ketova/
16.04.2024 в 09:00


МИР! ТРУД! МАЙ! Дорогие друзья, приглашаем на открытие выставки "Мир! Труд! Май!", которое состоится 20 апреля, в субботу, в 14:00 в доме П. В. Калязина (ул. Варяжская, д. 6а). Вход свободный! Подробнее о выставке - на сайте музея-заповедника "Старая Ладога": https://ladogamuseum.com/vyistavki/vyistavka-«mir!-trud!-maj!»/
15.04.2024 в 09:30


УЕЗДНЫЕ ЧТЕНИЯ 11 апреля в Новоладожском историко-краеведческом музее прошли семнадцатые «Уездные чтения». Краеведы из Новой Ладоги, Волхова, Санкт-Петербурга в своих докладах коснулись и ярких, и трагических страниц истории Новоладожского уезда – Волховского района с XVIII века до наших дней, рассказали о знаменитых людях, оставивших след в жизни нашего края, о некоторых проблемах градостроительной истории Новой Ладоги.В работе конференции приняла участие библиотекарь научной библиотеки музея-заповедника «Старая Ладога» Елена Александровна Карасева, которая выступила с докладом об исследовании легендарной и действительной истории здания, известного в Новой Ладоге под названием «Казармы Суздальского полка». «Уездные чтения» – встреча друзей, коллег, единомышленников, людей, которые любят свой край и гордятся им, исследуют страницы его истории и делятся своими находками со слушателями. Е. А. Карасева
10.04.2024 в 09:00


ПАТРИАРХИ И МЫСЛИТЕЛИ 26 апреля в музее-заповеднике «Старая Ладога» начинает работу выставка скульптурных портретов «Патриархи и мыслители». Выставка посвящена видным религиозным деятелям разных эпох, ряду ярких личностей, ставших сподвижниками христианской мысли и внёсших значительный вклад в становление и развитие православной церкви: патриархам, богословам, философам и писателям. Один из выставочных залов дома П. В. Калязина представит около двадцати скульптур и портретных барельефов работы известных петербургских скульпторов – заслуженного художника РФ Юрия Джибраева и члена Союза художников Санкт-Петербурга Марии Третьяковой. Выставка «Патриархи и мыслители» открыта с 26 апреля по 30 июня в дни работы дома П. В. Калязина: среда-воскресенье, с 10:00 до 17:00. Адрес: с. Старая Ладога, ул. Варяжская, д. 6а.
08.04.2024 в 09:00


НОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ Дорогие друзья! Частью историко-бытовой коллекции музея-заповедника «Старая Ладога» стала фаянсовая шкатулка, стилизованная под рубленый дом. Предположительно, временем создания предмета является конец XIX – первая четверть ХХ века. Из-за отсутствия клейма сложно определить изготовителя. Вероятнее всего, шкатулку выпустил один из заводов известнейшего гиганта фарфорового дела второй половины XIX – начала XX века «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова». Косвенным доказательством, указывающим на это, является наличие характерных заводских знаков. Подобные знаки есть на предметах нашей коллекции. Ещё одним доводом является и то, что в фонде музея уже имеются предметы, изготовленные на заводах М. С. Кузнецова и не имеющие клейма. В целом, по стилю исполнения и качеству материала и росписи шкатулка очень похожа на кузнецовскую продукцию конца XIX – начала ХХ века. При изучении у нас был ещё один претендент, кто мог бы изготовить данную шкатулку – фабрика «Храпунова-Нового», основанная в 1818 году и за несколько десятилетий достигшая расцвета. В конце XIX – начале ХХ века фабрика выпускает многочисленные изделия в форме различных плодов, животных, птиц и так далее, а также шкатулки в виде домиков. Такую направленность композиций диктовали заводы М. С. Кузнецова. Однако если сравнивать изделия фабрики «Храпунова-Нового» и переданное нам, то можно увидеть очевидную разницу. Для скульптурных композиций, созданных на фабрике «Храпунова-Нового», характерна высокая степень детализации и высокое качество материалов и исполнения (фото 2). У переданной шкатулки подобного не наблюдается. Можно сказать, что данное изделие является примером массового предмета, где качество исполнения среднее, а роспись нанесена наскоро. Это было очень характерно для заводов М. С. Кузнецова. Для чего же могло использоваться подаренное нам изделие? Вариантов множество, но, вероятнее всего, что данная шкатулка предназначалась для масла. Хлеб с маслом был привычной закуской во время завтрака, обеда или ужина, поэтому неотъемлемой частью сервировки являлась маслёнка. Маслёнки отличались особым разнообразием. Подобные фаянсовые маслёнки широко применялись в семьях зажиточных крестьян со второй половины XIX века. Такие маслёнки можно было ставить на разогретую поверхность для топления сливочного масла, чтобы потом подавать его на стол, например, во время праздника Масленицы. Часто маслёнки использовались не по своему прямому назначению, и даже выполняли декоративную функцию. В интерьерах домов выставлялись напоказ в буфетах, на столах, комодах и так далее. Нередко красивые маслёнки использовались в качестве подарков. Ксения Лучина, хранитель историко-бытовой коллекции
05.04.2024 в 09:00


НОВАЯ ВЫСТАВКА 19 апреля 2024 года в доме П. В. Калязина (Варяжская ул., д. 6а) начнёт работу выставка «Свидание с талантом: к 110-летию со дня рождения Александра Дмитриевича Кетова. Живопись, графика» из коллекции музея-заповедника «Старая Ладога». На выставке будут представлены тринадцать работ А. Д. Кетова. Александр Дмитриевич оставил после себя богатое художественное наследие. Особое место в его творчестве занимает Старая Ладога. Из всех произведений на выставке восемь работ мастера посвящены Старой Ладоге и Дому творчества ленинградских художников.
03.04.2024 в 09:10


БУМАЖНЫЕ ХРАНИТЕЛИ БЫЛОГО Друзья, в продолжение темы предметов печатной продукции в музейной коллекции мы хотим познакомить вас с ещё одной открыткой – «Штаб-трубач Екатеринославского и трубач Орденского кирасирских полков» (Ил. 1). Вероятно, открытка покажется вам знакомой. Некогда она была частью широко известного набора открыток «Русская армия 1812 года», издававшегося в 1987−1990 годах. Набор состоял из четырёх выпусков, каждый из которых был посвящён определённой теме: пехота; кавалерия; казачьи воинские формирования и народное ополчение; вооружение, знаки различия военнослужащих, награды. В состав одного выпуска входило 32 открытки. Автором иллюстраций выступил художник, униформист (специалист в области изучения форменной одежды, в том числе военной) Олег Константинович Пархаев. Ему же принадлежат и аннотации к каждому изображению, помещавшиеся на оборотных сторонах открыток. Посвящённый кавалерии выпуск набора издан в Москве в 1988 году. Его частью являлась и открытка из коллекции музея, имевшая в выпуске порядковый номер 6. На её лицевой стороне изображены два трубача кирасирских полков: на коне – трубач Орденского полка, рядом – трубач Екатеринославского полка. На оборотной стороне помещён небольшой текст, знакомящий с историей обоих полков, их ролью в Отечественной войне 1812 года, а также отличительными особенностями формы кирасир (Ил. 2). Данная открытка не только дополняет картину тематического разнообразия открыток советской эпохи, но и является своеобразным гидом по истории военной униформы императорской России. Ольга Ищенко, хранитель коллекций "Документы", "Фотодокументы", "Редкая книга" #бумажныйхранитель
02.04.2024 в 09:00


НОВАЯ ВЫСТАВКА 20 апреля 2024 года в 14:00 в доме П. В. Калязина (Варяжская ул., д. 6а) состоится открытие выставки «Мир! Труд! Май!» из коллекций музея-заповедника «Старая Ладога». Выставка приурочена ко дню международного Праздника Весны и Труда – 1 мая. На ней будут представлены архивные документы, фотографии, награды, печатные издания, отражающие трудовые достижения ладожан. Экспонаты иллюстрируют период с 1940-х по 1980-е годы.
29.03.2024 в 09:00


#КультурныйСлой #СтароладожскийКультурныйСлой В наших заметках тема керамики поднималась неоднократно. Какие только сосуды не изготавливали гончары с момента её изобретения в каменном веке! Сегодня расскажем вам про БЕЛОГЛИНЯНУЮ или СВЕТЛОГЛИНЯНУЮ КЕРАМИКУ. Принято считать, что традиции изготовления белоглинянной керамики на Руси зародились в центральных землях на рубеже XII–XIII вв. Из подмосковного Звенигорода, где располагалось крупное керамическое производство, такой тип керамики распространился и на другие территории. Так, в Новгороде и Пскове, белоглиняная керамика появляется не ранее конца XV века. Это связано с присоединением Северо-Западных территорий к Москве в данный период. Сырьем для такой посуды являлась КАОЛИНИТОВАЯ ГЛИНА, не содержащая железо. Отсутствие в тесте природного окислителя даёт при обжиге молочно-белый или светло-кремовый оттенок. В качестве отощителя использовалась ДРЕСВА (осадочная порода в виде крупнозернистого грунта из твёрдых неокатанных частиц диаметром 2-5 мм.). Обжиг происходил при температуре около 950°С, то есть более высокой, чем для обычной ожелезненной глины, приобретающей красновато-бурый оттенок. На Северо-Западе технология производства сосудов из белой глины была известна с начала XVI в. Однако, по наблюдениям И. М. Сумманен и других археологов, подобные кувшины этого периода, найденные в культурных слоях Новгорода, Корелы и Орешка, в основном, привозные. Кувшин из музея-заповедника «Старая Ладога» имеет кубышковидное тулово без ручки и воронкообразное горло с небольшим выступом-сливом на кромке венчика, что вполне удобно для настаивания жидкостей и отделения пены. А что по поводу применения такого сосуда думают наши читатели? Станислав Выскубов, хранитель коллекции «Археология»
28.03.2024 в 09:16


ПРИВЕТ ИЗ СИБИРИ! Именно эта фраза написана на красочной открытке, доставленной в музей-заповедник «Старая Ладога» из Красноярска. Привет в виде открытки стал неожиданным и напомнил сотрудникам музея о юбилейном для учреждения 2021 годе, когда почтовые карточки с поздравлениями летели со всех концов страны. Посмотреть, как проходила юбилейная кампания по обмену открытками #поздравляюмузей, можно по одноимённому хэштегу. Мы всё пересмотрели и вспомнили. Это было здорово!

Главное
Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю