Санкт-Петербургский музей игрушки — первый негосударственный музей Санкт-Петербурга, член Союза музеев России, основан 7 мая 1997. Музей собирает, хранит, реставрирует, экспонирует и изучает игрушку как особую область искусства. Коллекция музея формируется по трем направлениям: народная, индустриальная и авторская художественная игрушка (более 7000 единиц).
Санкт-Петербургский музей игрушки готов погрузить зрителей в удивительный мир радужных снов в рамках выставки петербургской художницы Александры Коэн....
В основу концепции новой выставки легли на этот раз не столько сами игрушки, сколько узоры, орнаменты и яркие краски росписи, и чувства, которые они вызывают...
В основу концепции новой выставки легли на этот раз не столько сами игрушки, сколько узоры, орнаменты и яркие краски росписи, и чувства, которые они вызывают...
Персонал позитивный и добрый, что не удивительноСамое волшебное место. забываешь обо все, когда видишь все эти мордашки...Петроградский район. транспорт ходит регулярно.Я просто вдохновляюсь, гуляя между игрушек. Волшебный музей.
12 ноября 2018 г. 18:299
Обслуживание прекрасное. Очень грамотные и приятные люди работают.
Оценка
Комментарии посетителей (2)
Ася
28 марта 2019 г. 23:40
Игрушки!!! как же быстро проходит детство...Это любименький музей!!! Хожу сюда, чтобы вновь окунуться в безоблачное детство и насладиться этими эмоциями..каждая игрушка в музее принимает восторг и улыбку от посетителей, особенно детей. обязательно посещайте это место.
Ну, в нашем городе это не единственный музей игрушки, но мой самый любимый) Такое классное погружение, попадаешь в детство. Особенно круто, что можно разделить радость со своим ребёнком)
Друзья, у вас ещё есть возможность успеть на выставку хлудневской игрушки "Игрушки на ветвях сидят". Она проходит в музее до 2 июня 2024 года.
Также в киоске музея вы можете приобрести работы народных мастеров России разных народных промыслов и в том числе хлудневскую игрушку.
Музей пополнил коллекцию данной игрушки и после окончания выставки вы сможете увидеть игрушки разных лет и авторов в постоянной экспозиции музея.
На выставке представлено около 100 работ трёх народных мастеров России: Татьяна Полубинской, Олега Лямцева и Александра Лондарева. Хлудневская игрушка получила своё название в честь деревни Хлуднево Калужской губернии.
Первоначально изготовление хлудневской игрушки было дополнением к производству глиняной посуды. Мужчины добывали и обрабатывали глину, «тянули» из неё различные сосуды, а женщины лепили фигурки: обрядовые и обереговые, игральные и хозяйственно-бытовые. Для игрушки использовалась местная синяя глина. Добывали её в глубоких глиняных колодцах. Традиционная палитра хлудневских игрушек включает: красный, синий, жёлтый, зелёный.
Свистульки или свистухи бывают вальковой формы (без ножек) и трёхопорные (с двумя ножками и хвостом). Большие свистки с низким тоном называли гудухами. В старину свистульки без ножек встречались чаще т.к. торговать на ярмарках могли лишь те мастера, у кого было на это разрешение, а у многих хлудневских мастериц его не было. Быстро убирать и прятать свистульки лаконичных форм было удобнее.
В хлудневской глиняной игрушке представлено множество различных птиц – петух, курица, утка, жаворонок, кукушка, соловей, гусь, голубь.
Также в хлудневской игрушке популярны растительные мотивы: цветы, листья, ветви, целые деревья. Деревья делаются как условно реалистичные, так и антропоморфные: например, дерево с ногами, или дерево с человеческим торсом либо головой, или дерево-баба с птичьим гнездом на голове.
Один из интереснейших сюжетов хлудневского промысла – игрушки-перевертыши. С одного ракурса свистулька представляет собой птичку с поднятыми крыльями, с другого - превращается в голову рогатого животного, с третьего – это цветок или бородатый мужичок.
Спасибо за отзыв о посещении музея игрушки. Рады, что вам у нас нравится. Встретимся в музее. Осенью у нас обновление выставок и будет выставка коллекционных машинок, а с 6 июня у нас большая всероссийская выставка "Кукольный хоровод". Подробности будут в группе музея.
24.05.2024 в 12:00
История фабрик и заводов. Немецкие куколки Ari - Ари.
Куколок можно увидеть в музее. За белые носочки их еще называют "пинеточники".
Компания выросла из кустарной промышленности, основанной женой Августа Риделера Джоанной и дело продолжало быть семейным. Фирма ARI, сокращённо от August Riedeler GmbH & Co. KG., по официальной версии была основана в 1864-м году, но вначале к куклам никакого отношения не имела.
В те годы все куклы были сделаны из фарфора, потому что Коммерческий советник August Riedeler работал в 1864 году в Константинополе у местного правителя как производитель фарфора. Но когда там начались беспорядки, в 1872 году он переехал в Гройтбетах, чтобы выпускать фарфор у своей стране (именно этот год значится в клейме старого образца как год основания фирмы). Его жена в то время владела небольшим магазинчиком игрушек, в котором они продавали пупсов в крестильных платьях, деревянных лошадок из собственной мастерской и другие игрушки.
В том же 1872 года в фирму пришёл и сын - Карл Риделер. На самой фабрике производились небольшие куколки и фарфоровые кукольные головы и детские чайные сервизы.
В 1892 году фирма расширилась и к 1895 году на фабрике выпускались: кукольные головы, куклы-купальщики, шарнирные куклы и тряпичные куклы.
В 1913-м фирма была переименована в "Porzellanfabrik Garsitz", зарегистрированные владельцы: коммерческий советник August Riedeler, Rudolf Roehler и Carl Riedeler.
В 1930 году часть фирмы переехала в Кенигзее. Производство стремительно набирало обороты - в этот период только для сети универмагов Woolworth поставлялось до миллиона керамических куколок ARI ежегодно. Кроме собственных кукол компания торговала и куклами Schildkrot , потому что владела правами на их продажу в Тюрингии на протяжении более 40 лет, до 1945 года. Как правило маленьких кукол-черепашек от Шильдкрот ARI одевал и оформлял в красивые наборы.
Фото из Пинтерест
В 1936 году управление фирмой перешло к Карлу сыну основателя фирмы.
Сейчас коллекционеры знают маркировку куколок АРИ. Это треугольник с буквами АРИ внутри, но для кукол ARI раннего периода, то это был не привычный нам треугольник, а сердечко (правда, с треугольником внутри). Было ещё другое клеймо, выгравированное на голове с грудной пластиной и простое клеймо типа «AR 6». И если мы внимательно присмотримся к клеймам на керамических пупсах, то в треугольнике увидим только две буквы «AR».
После окончания Второй Мировой войны, фабрика оказалась в восточной зоне и у нее возникли проблемы с углём для производственных печей, в связи с чем дальнейший выпуск фарфоровых кукол был невозможен - и господин Штейнманн (зять Августа Риделера) получил задание создать небьющихся кукол. В результате многочисленных экспериментов родилась первая кукла из пластика (винила). Для этого в компании использовали отходы ПВХ-производства. Производство было начато сразу же. Вероятно, примерно в то же время или чуть позже было начато и производство резиновых кукол.
Популярность кукол ARI была и в том, что это были недорогие очаровательные маленькие куклы и пупсы. Черты их лиц, губы и туфли, часто были расписаны вручную, а конечности были подвижными. Наряды были наивными (часто некачественными), а среди популярных фигур были баварские костюмы ARI, фигуры Красной Шапочки и веселые моряки. У них также были аксессуары, такие как мебель, игрушки и чайные сервизы.
Так как куколок покупали родители своим девочкам, которые играли в кукольные дома , куколок Ари можно было купить как семью. В 1950 годах вышло объявление, в котором Ари показывает типичную семью ARI. Добавление домработницы вызывает удивление, поскольку они были проданы в Социалистической Восточной Германии.
Куколки Ари продавались по всему миру. К 1964 году компания производила 30/40 тысяч кукол в день; экспорт 90 процентов в такие страны, как США, Канада, Южная Америка, Австралия, Южная Африка, Ирак и Объединенная Арабская Республика. Компания ARI входила в десятку крупнейших компаний Восточной Германии.
Когда железный занавес закрылся, Эрих Диттман владел всей фабрикой - но затем потерял ее из-за банкротства двух других своих компаний. Осенью 1960 года фабрика была снята с учета, а частные активы Эриха Диттмана были насильственно проданы с аукциона
Каталог кукол 1980г.
Хорст Штайнманн , внук Риделера, оставался директором кукольной фабрики Ари в Кенигзее, Тюрингия и после 1972 года . Он вернул свою компанию после переворота , но финансовые трудности были очень высоки. К 1994 году ему удалось возродить производство несмотря на отмену субсидий и отсутствия банковских кредитов. Он посещал многочисленные выставки и ярмарки в США, Корее и Тайване. Так Кукольная фабрика A. Riedeler GmbH & Co. KG в Конигзее вернулась на мировые рынки. Но не все удалось вернуть, пластиковые куклы Юго-Восточной Азии лидировали на рынках. Спасением стал собственный модельный архив компании. Фарфоровые куклы были изготовлены по старинным образцам.
Компания пыталась возродить свою же историю создавая «репродукции» фарфоровых кукол , но это было слишком мало и слишком поздно.
Источник: https://dzen.ru/a/XcSIIEP9wACtb3tk
Друзья, ночь музеев 18 мая прошла для музея игрушки успешно, все сеансы были проведены и гостей у нас было много. Мы придумали для всех желающих задание: просили написать честный и развёрнутый отзыв о музее и фестивале, а также о нашей временной выставке.
Мы выбрали победителя - это семья Виноградовых, поздравляем и дарим вам два билета в музей!
Выставка Гели и Наталии Писаревых "...И женщины глядят из-под руки" в музее игрушки.
Образ матери и дочери – явление архетипическое, восходящее к архаическим представлениям о природе как о творящей силе, как об идее созидания. Дополнительное значение образ матери приобретает в русской культуре, в которой неразрывно связаны образ женщины и идея земли, страны, родины. Многие знания, навыки, умения передавались именно от матери к дочери. Тоже относится и к некоторым предметам народной культуры, в том числе вещам сакральным: так, безликие обереговые или обрядовые куклы-мотанки передавались, как правило, именно по женской линии. Именно отношения «мать-дочь» - своего рода символ непрерывности, продолжения и передачи традиции.
О творчестве Гели и Наталии Писаревых, матери и дочери, невозможно говорить, не прибегая к образам народного русского искусства. Первое, что вспоминается при виде деревянных скульптур Гели Писаревой – то ли православная храмовая скульптура, то ли куклы-панки русского Севера, похожие на миниатюрных идолов и от них же происходящие. Первая ассоциация с работами Наталии – цветные картины различных жанров, от пейзажей и натюрмортов до икон, но нарисованные не маслом, а при помощи материала куда более архаического – нитей, деревянного подрамника и холста в качестве основы.
Женщина – ключевой персонаж как в пластике, так и в живописи Гели Писаревой. Женщина – это и Мать Сыра-Земля, и Богородица; и простая крестьянка за своим повседневными трудами, и царица; и бабушка, и молодуха. Даже в эпоху соцреализма, исполняя официальные заказы на монументальные скульптуры, художница привносила в свои творения толику собственного, неканонического видения. Даже мемориалы погибшим воинам в исполнении Гели представляли собой скорбящие фигуры их жен и матерей – как отголосок собственного детства художницы, проведенного среди женщин, ведь мужчины ушли на фронт. Именно об этих женщинах – песня Булата Окуджавы, строка из которой стала названием для нашей выставки.
Комментарии посетителей (2)