Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

16+

Отзывы о Литераторские мостки

Интересность : Обожаю литературу и чувствовала себя обязанной посетить некрополь "Литераторские мостки", там были похоронены Лесков, Тургенев, Салтыков-Щедрин, Мамин-Сибиряк, Рождественский, Блок. А еще известные архитекторы, артисты балета, физиологи, художники, скульпторы. Всего около 500 известных личностей. Место действительно потрясает своей красотой и энергетикой.
Расположение : Располагаются литераторские мостки в районе метро Волковская. От метро всего метров 900.
Интерьер : На самом деле испытываешь очень странные ощущения от того, сколько талантливых людей там захоронено, прямо внутренняя дрожь берет.
Обслуживание : Следят за порядком.
Интересность : история литераторов всегда ценна и не может быть не интересна нашему поколению
Расположение : Приехали на личном транспорте, расположение достаточно удобное.
Интерьер : Атмосфера признания эпох...
Обслуживание : Великодушно теплый прием посетителей
Литераторские мостки
Адрес

ул. Расстанная, д. 30

карта
Район
Фрунзенский район (Санкт-Петербург)
Метро
Узнать, как пройти, проехать или посмотреть мероприятия в этом месте.

Актуализировать данные и увеличить число посетителей

Отзывы посетителей о музее-некрополе Литераторские мостки

Общая оценка:7.75 / 10
Интересность 9
Расположение 8
Интерьер 8
Обслуживание 7
Оставить отзыв
Места поблизости
Малый музыкальный театр Малый музыкальный театрQuest Zone на СаловаКвеструм Quest Zone на СаловаStereozalПространство StereozalFolksБар Folks
посетитель
8 / 10 25 марта 2019 г. 15:58
Великодушно теплый прием посетителей Атмосфера признания эпох... Приехали на личном транспорте, расположение достаточно удобное. история литераторов всегда ценна и не может быть не интересна нашему поколению  на страницу отзыва
посетитель
7.5 / 10 22 ноября 2018 г. 20:55
Следят за порядком.  На самом деле испытываешь очень странные ощущения от того, сколько талантливых людей там захоронено, прямо внутренняя дрожь берет. Располагаются литераторские мостки в районе метро Волковская. От метро всего метров 900. Обожаю литературу и чувствовала себя обязанной посетить некрополь "Литераторские мостки", там были похоронены Лесков, Тургенев, Салтыков-Щедрин, Мамин-Сибиряк, Рождественский, Блок. А еще известные архитекторы, артисты балета, физиологи, художники, скульпторы. Всего около 500 известных личностей. Место действительно потрясает своей красотой и энергетикой.   на страницу отзыва

Отзывы помогают нам определиться с выбором, принять правильное решение о посещении того или иного места. На Peterburg2 вы всегда найдете интересные отзывы о музее-некрополе Литераторские мостки. Наши посетители оценивают Литераторские мостки по интересности и другим параметрам. Вы можете пожаловаться нам на отзыв или комментарий
Рекомендованы для посещения Петербургом2
Радоновые озера: Петербургские мальдивыРадоновые озера: Петербургские мальдивыКультовый ресторанный проект \Культовый ресторанный проект "Рибай"Государственный Эрмитаж: Зимний дворец Петра IГосударственный Эрмитаж: Зимний дворец Петра IКультурный квартал БрусницынКультурный квартал Брусницын

Комментарии посетителей (2)

Ульяна25 марта 2019 г. 15:56
С мамой посетили церковь Воскресения Христова, которая находится во Фрунзенском районе СПБ. Погода была на удивление солнечная и мы решили посетить Музей-некрополь Литераторские мостки и почтить память усопших и погребенных на Волковском кладбище. Место по истине историческое и великое.

Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Анатолий Мохорев1 июля 2011 г. 15:05
Выйдя из метро Волковская, я перешёл мимо светофора Волковский проспект и повернув направо по скверу дошёл до первого Волковского мостика, а за мостиком меня окружили могилы Волковского кладбища. Дойдя до здания администрации, я почтил память погибшим у обелиска на кладбище. Выйдя из кладбища через сто метров вошёл в пантеон русской литературы и искусства "Литераторские мостки". своим посещением я почтил всех тех, кто там нашёл своё последнее пристанище и вспомнил их вклад в литературу и искусство.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте
Ваше имя
 
Новости официального сайта и группы ВКонтакте
Некрополь «Литераторские мостки»

вчера в 10:39


Сегодня исполняется 150 лет со дня рождения Ольги Антоновны Добиаш-Рождественской (31.05.1874-30.08.1939) – первой в России женщины, защитившей докторскую диссертацию по всеобщей истории, члена-корреспондента Академии наук СССР. Она родилась 31 мая 1874 г. в г. Харькове, в семье профессора-эллиниста. В 1895 году О. А. Добиаш стала слушательницей Высших женских курсов. Первоначально она поступила на физико-математически факультет, но вскоре перевелась на историко-филологический факультет. После окончания учебы наиболее способных слушательниц нередко оставляли при курсах для продолжения научной работы, и О. А. Добиаш была самой подходящей кандидатурой. Но как «неблагонадежная» Добиаш не только не могла остаться при курсах, но и вообще устроиться на работу. Путь к официальному преподаванию для нее был закрыт, поэтому в течение трех лет она жила только частными уроками. С течением времени она смогла устроиться в Народный дом графини Паниной и Смоленскую школу для взрослых рабочих, а позднее – в василеостровскую гимназию. В 1904 г. О. А. Добиаш становится членом нелегального Всероссийского Учительского союза, затем в 1905-1906 гг. членом его бюро. В декабре 1905 г. в Финляндии нелегально проходил II съезд Учительского союза. О. А. Добиаш была делегатом и секретарем съезда. По возвращении на места многие участники съезда были арестованы, но членство Добиаш в Союзе не было раскрыто. В 1907 году она вернулась на Высшие женские курсы «для приготовления к профессорскому званию» и одновременно стала там преподавателем семинар по средневековой истории. В начале 1908 г. О. А. Добиаш вышла замуж за Д. С. Рождественского, друга своего брата, впоследствии известного физика, академика. В этом же году ей была предоставлена заграничная командировка для научных занятий в Сорбонне и французских архивах. Для подготовки магистерской диссертации она собиралась изучать историю церкви и ересей Франции. В 1911 г. в Париже вышла книга Добиаш-Рождественской «La vie paroissiale en France au XIII-e siècle d'après les actes épiscopaux» («Жизнь французского духовенства в XIII веке по епископским актам»), за которую она получила в Сорбонне степень доктора Парижского университета с отличием. В конце 1911 Добиаш-Рождественская вернулась в Россию и стала преподавать на высших женских курсах. Основной сферой её научных интересов становятся крестовые походы, курсы же она читала по политической истории Франции. 9 мая 1915 года состоялась защита магистерской диссертации на тему: «Церковное общество во Франции в XIII веке. Ч. 1: Приход». Впервые в России женщина претендовала на звание магистра всеобщей истории. Это был не только знаменательный факт в истории русской науки, но и в истории высшего женского образования. После революции она преподавала на курсах архивистов, а поскольку Высшие Женские Курсы слились с Петроградским университетом, она стала профессором кафедры истории средних веков и читала курсы по истории средних веков латинской палеографии дипломатии. Кроме того, писала доступным языком научно-популярные книги, которые издавались большими тиражами. В 1922 году она была приглашена в отдел рукописей Публичной библиотеки на постоянную работу. О. А. Добиаш-Рождественская сделала большой вклад в развитие советской медиевистики: под ее руководством впервые в нашей стране развернулась исследовательская работа в области латинской палеографии, и началось университетское преподавание этой дисциплины историкам-медиевистам. Ее учениками были В. В. Бахтин, А. Д. Люблинская, Б. Я. Рамм, Е. Ч. Скржинская, С. А. Ушаков и другие известные советские ученые.
25.05.2024 в 09:00


Сегодня – день памяти драматурга и литератора Петра Михайловича Невежина (09.07.1841-25.05.1919), его не стало 105 лет назад. Он родился в семье отставного офицера, обедневшего дворянина Смоленской губернии. По окончании Смоленской гимназии Невежин учился в 1-м Московском кадетском корпусе, из которого был выпушен офицером в 17-й стрелковый батальон. Его первые драматургические опыты относятся к 1862 и 1870 гг., однако, по словам самого писателя, обе пьесы были отклонены цензурой. П. М. Невежин участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., где был тяжело ранен. Впоследствии он напишет об этом опыте рассказ «Эвакуация» (1898 г.). Выйдя в отставку 1881 г. в чине майора, Невежин решил серьезно заняться литературой. Его отклоненную ранее цензурой комедию «Блажь» перерабатывает А. Н. Островский, и Невежин передает ее М. Е. Салтыкову-Щедрину для публикации в «Отечественных записках» и И. A. Всеволожскому для постановки в Малом театре. Также по просьбе начальника репертуарной части императорских театров А. А. Потехина Островский переделал пьесу Невежина «Старое по-новому» - ее ставили и в Малом, и в Александринском театрах. Островский видел в Невежине одного из наиболее даровитых писателей- современников и оказывал ему всяческую поддержку. Пьесы Невежина скорее можно отнести к жанру бытовой мелодрамы, с традиционными, часто кровавыми, развязками. Его типичные герои – эмансипированная женщина, страдающий сверхчеловек и обаятельный негодяй, бунтующие против старых моральных устоев. Невежина считали «опытным драмоделом», а его пьеса «Вторая молодость» оставалась одной из самых репертуарных пьес в России вплоть до 1920-х гг., поскольку в ее основе лежал реальный, хорошо знакомый публике сюжет из криминальной сводки новостей. Литературное наследие П. М. Невежина насчитывает более 20 драм, 8 романов, 12 повестей и около 100 рассказов. Прах П. М. Невежина был перезахоронен с Волковского православного кладбища. Оригинальный могильный холм был утрачен. В 2006 году по инициативе учащихся и педагогов школы №171 была установлена гранитная плита.
24.05.2024 в 09:00


Сегодня – день памяти доктора исторических наук, профессора, директора Библиотеки Академии наук СССР Иннокентия Ивановича Яковкина (12.08.1881-24.05.1949), его не стало 75 лет назад. Он стоял во главе Библиотеки Академии наук СССР на протяжении почти двух десятилетий, с его именем связана реорганизация всего библиотечного дела в Академии наук CCCP. В дореволюционные годы Библиотека Академии наук принадлежала к числу крупнейших книгохранилищ страны – ее организация, хранение и использование требовали значительного количества сотрудников, но вплоть до 1917 г. штат Библиотеки был небольшим. В 1922-1924 гг. Библиотека была переведена в новое здание, а в 1929 г. пост ее директора займет Иннокентий Иванович Яковкин. К тому времени он обладал большим опытом в области библиотечного дела: в течение нескольких лет он был заместителем директора Государственной Публичной библиотеки в Ленинграде. И. И. Яковкин сразу же приступил к полной реорганизации всего библиотечного дела в Академии: изменил структуру Библиотеки, её работа была максимально централизована и упрощена. Ко времени реорганизации структуры Библиотеки относится и изменение основного направления ее научной работы. Новый директор считал её первоочередной задачей составление и издание библиографических указателей новейшей научной литературы, а также создание в Библиотеке систематического каталога, целью которого была помощь академическим учреждениям в обеспечении их новейшей литературой. В 1930 г. Яковкин сформировал единую сеть академических библиотек – было налажено централизованное комплектование, централизованная каталогизация и общее методическое руководство академическими библиотеками по всей стране. Помимо этого, И. И. Яковкин был одним из крупнейших ученых-правоведов и талантливым профессором, писал работы по истории государства и права и преподавал эту дисциплину в высших учебных заведениях Ленинграда и Москвы. С 1944 он возглавлял кафедру истории государства и права на Юридическом факультете Ленинградского государственного университета и читал курсы по истории государства и права СCCP, по всеобщей истории государства и права, по истории римского права.
20.05.2024 в 09:00


Сегодня – день памяти книговеда, библиографа, профессора Александра Григорьевича Фомина (25.03.1887-20.05.1939), его не стало 85 лет назад. Наибольшую ценность представляют библиографические работы А. Г. Фомина по А. С. Пушкину, А. И. Герцену и М. В. Ломоносову, «Библиография новейшей русской литературы», «Путеводитель по библиографии литературы» и оставшийся в рукописи указатель библиографических работ о русских писателях и литературоведах. А. Г. Фомин родился 13 (25) марта 1887 г. в местечке Гусятино Каменецкого уезда Подольской губернии в семье военного. В 1897 г. отец Фомина вышел в отставку и переселился с семьей в Петербург. Обучаясь в той самой гимназии, из которой вышел путешественник H. H. Миклуха-Маклай, Фомин относился с большим уважением к заслугам последнего, интересовался географией, но в старших классах гимназии в его интересах произошел резкий перелом. В гимназию в качестве преподавателя русского языка и литературы поступил А. И. Яцимирский и сумел заинтересовать своих учеников историко-литературной работой, занимаясь с ними во внеурочное время и поручая им подготовку рефератов на литературоведческие темы. Яцимирский придавал большое значение выработке у своих слушателей навыков критико-библиографической работы. Начиная с 6-го класса гимназии Фомин начал систематически работать в качестве рецензента-библиографа в периодических изданиях («Вестник коммерческого образования», «Исторический вестник», «Литературный вестник», «Известия книжных магазинов т-ва М. О. Вольф» и др.). Однако уже в 8-м классе гимназии Фомину было запрещено посещение занятий. Как он сам писал в автобиографических заметках, «ввиду того, что гимназическое начальство нашло, что я оказываю «вредное влияние» на товарищей в политическом отношении. Благодаря хорошему отношению классного наставника В. И. Протасова, я был допущен к выпускным экзаменам». В 1906 г. Фомин окончил гимназию и поступил на Историко-филологический факультет Петербургского университета. На первом курсе он вместе с несколькими товарищами организовал студенческий педагогический кружок, где читал доклады по истории педагогики, писал статьи по педагогическим вопросам, изучал отношение русских писателей к проблемам педагогики. Тем не менее, в дореволюционный период А. Г. Фомин был рядовым литературным работником: составлял рецензии, библиографические заметки, писал статьи. В 1917 г. Фомин стал секретарем совета Российской книжной палаты, переименованной затем в Институт книговедения, а уже в 1919 г. был избран преподавателем историко-филологического факультета Первого петроградского университета по кафедре русского языка и словесности и несколько позже — профессором библиографии книжно-библиотечного факультета Института внешкольного образования и внешкольного факультета Педагогической академии; в последнем учреждении с 1920 г, до закрытия его (1923 г.) он был проректором. С 1920 г. А. Г. Фомин начинает выступать с докладами на библиографических конференциях, участвует в работе библиографических съездов, организует библиотечные курсы. В 1919 г. А. Г. Фомин становится секретарем Литературного фонда, в 1920 – членом Общества взаимопомощи литераторов и ученых. В Институте книговедения А. Г. Фомин был ученым секретарем и секретарем совета и вел большую научно-исследовательскую работу. С ноября 1922 г. ему было поручено заведование архивом, картотекой и библиотекой С. А. Венгерова. Только благодаря энергии, настойчивости и упорному труду А. Г. Фомина это ценнейшее наследие было приведено в надлежащий порядок и стало доступным для научного использования. В октябре 1931 г. А. Г. Фомин был приглашен на работу в качестве старшего ученого специалиста в Отдел книги Института книги, документа, письма Академии Наук СССР. Комплексной темой работы этого института, которым руководил академик А. С. Орлов, было в то время изучение истории энциклопедий и специально – «Малой советской энциклопедии». В Институте проводилась оценка положительных и отрицательных сторон в содержании и построении этого издания. В Институте книги А. Г. Фомин работал до 1936 г. Реорганизация этого учреждения привела к тому, что многие сотрудники были переведены в Институт литературы (Пушкинский Дом). Здесь Фомину поручили сектор литературоведческой библиографии. Под его руководством была организована большая, планомерная и тщательно продуманная работа по библиографии советского литературоведения. В последние годы своей жизни А. Г. Фомин работал над второй частью своего «Путеводителя по библиографии литературы», посвященного библиографиям русских писателей, историков литературы и литературоведов. Не жалея сил и времени, он пересматривал множество книг, журналов и газет, картотека его росла и вскоре значительно превысила первоначально предполагавшийся объем. В 1934 г. А. Г. Фомину была присуждена степень доктора литературоведения без защиты диссертации. В 1938 г. Высшая аттестационная комиссия при Всесоюзном комитете по делам высшей школы утвердила А. Г. Фомина в ученом звании профессора русской литературы, но уже 20 мая 1939 г. он скончался от туберкулёза.
16.05.2024 в 09:00


Сегодня – день памяти художника Андрея Андреевича Мыльникова (22.02.1919-16.05.2012). Он родился в городе Покровске (сейчас – Энгельс) Саратовской губернии в семье инженера. В начале 1930-х мать Мыльникова, ставшая вдовой ещё до рождения ребенка, увезла его в Ленинград. В 1937 г. он поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры (бывшую Академию художеств) на архитектурный факультет, где учился у А. С. Никольского и Л. В. Руднева. На одной из академических выставок графики профессора посоветовали ему перейти на живописный факультет – и вскоре Мыльников окажется в мастерской монументальной живописи Д. И. Киплика. Когда началась блокада Ленинграда, А. А. Мыльников служил в МПВО, участвовал в ликвидации последствий налетов и бомбардировок, а уже в конце 1942 года в состоянии истощения был эвакуирован вместе с другими студентами в Самарканд, где его учителем стал И. Э. Грабарь. Выпускную работу «Клятва балтийцев» А. А. Мыльников создаст для Пантеона балтийских моряков, который проектировал в то время аспирант Академии С. Б. Сперанский, однако этот проект так и не был реализован. Вскоре Грабарь рекомендует полотно в качестве основы для мозаики, которую планировали изготовить для Дворца Советов в Москве – но, к сожалению, большая работа по созданию панно так и не была доведена до конца и прекратилась, когда было приостановлено проектирование Дворца. Петербуржцам творчество А. А. Мыльникова хорошо знакомо благодаря выполненной по его эскизу мозаике «Изобилие» для станции метро «Владимирская» и мозаикам ТЮЗа. Кроме того, работы художника хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее и музеях Китая. Мыльников начал преподавать в Институте живописи, скульптуры и архитектуры с 1947 года, у него было более 500 учеников. Также он очень популярен в Китае, куда часто ездил, в том числе и с педагогическими целями. В 2010 году в Шанхае открылся музей, который носит имя художника.
13.05.2024 в 09:00


Сегодня – день памяти физиолога, директора Института физиологии им. И. П. Павлова, академика Константина Михайловича Быкова (20.01.1886-13.05.1959), его не стало 65 лет назад. Он родился в городе Чухломе Костромской губернии 21 января 1886 г. В 1906 г. поступил на физико-математический факультет Казанского университета, однако из-за участия в студенческих демонстрациях был вынужден покинуть Россию. В 1906-1907 гг. он учился в Женеве, но вскоре вернулся на родину. Снова оказавшись в Казанском университете, он перевелся на медицинский факультет и окончил его в 1912 г. За время обучения Быков опубликовал две работы, одна из которых была посвящена исследованиям свойств молочных продуктов, вторая – графической методике изучения нейронов симпатической нервной системы. После окончания университета К.М. Быков работал помощником прозектора на кафедре физиологии и ассистировал профессору Н.А. Миславскому на лекциях по физиологии органов чувств и мышечной физиологии. Он начнет преподавать в 1913 г.: будет читать курс физиологии учащимся Казанской фельдшерской школы и зубоврачебных курсов. В январе следующего года он посетил Физиологическую лабораторию И.П. Павлова в Институте экспериментальной медицины. B начале Первой мировой войны Быков был призван в качестве военного врача в действующую армию, и с 1915 года служил в Киеве. После демобилизации вернулся в Казань, а B 1921 году переезжает в г. Петроград, где работает помощником И. П. Павлова по физиологическому отделу в Институте экспериментальной медицины и читает лекции по физиологии в Педагогическом институте. В 1926 г. К.М. Быков становится приват-доцентом кафедры физиологии животных Ленинградского государственного университета, а с 1927 г. возглавляет созданную по инициативе А.А. Ухтомского лабораторию высшей нервной деятельности. Уже в 1950 г. Быков возглавит кафедру физиологии высшей нервной деятельности. В 1945 г. К. М. Быков был избран действительным членом Академии медицинских наук СССР, а в 1946 – действительным членом Академии наук СССР. Лауреат государственной премии, он был награжден орденами Ленина, Трудового Красного знамени, а также золотой медалью имени И.П. Павлова. К. М. Быков стал основоположником нового научного направления в физиологии – кортико-висцеральной физиологии. Если И.П. Павлову удалось открыть условный рефлекс на деятельность слюнной железы, то Быкову и его сотрудникам удалось открыть и обосновать условные рефлексы на деятельность многих внутренних органов: почек, сердца, желудка и других. Его труды неоднократно переводились и издавались за рубежом – в Германии, Венгрии, Греции, Испании, США. Все иллюстрации – из книги В. А. Пастухова и В. К. Болондинского «Академик К. М. Быков» (Российская Академия наук. Институт физиологии им. И. П. Павлова. Санкт-Петербург, 2009).
03.05.2024 в 09:00


Сегодня – день рождения народной артистки России Елены Владимировны Юнгер (03.05.1910-04.08.1999). Все помнят ее остроумной и невероятно обаятельной женщиной, покорявшей сердца многих мужчин, поэтому предлагаем вспомнить забавный очерк из воспоминаний артистки – он посвящен женскому очарованию и… туши для ресниц. «Удивительна мудрость русских пословиц – «Век живи, век учись», например. Я пыталась следовать ей всю жизнь и кое в чем преуспела. Только теперь научилась как следует красить ресницы. А начала – с пятнадцати лет. В юности одна актриса, казавшаяся мне пожилой (ей было уже за тридцать), утверждала: – Ну, Леночка, вы-то, наверное, будете красить ресницы даже до пятидесяти! Я это делаю пока до семидесяти семи, не знаю, что будет дальше. Но могу сказать, наконец, овладела этим искусством. В юности и в молодости я превращала их в длинные, толстые махровые палки. Они действительно доходили иногда почти до бровей. Один актер, с которым мы вместе работали, очень возражал против этого: «И так ресницы, как у лошади, совершенно незачем их так пачкать». Я объясняла ему, что они таковы именно потому, что я их крашу. Тушь в те времена мы делали сами. В продаже ее сперва вообще не было. Некоторые за бешеные деньги покупали тушь, привезенную из-за границы. Мне и моим сверстницам это было не по средствам (…) Мое утро обычно начиналось с того, что я, хорошенько ополоснув лицо, забиралась обратно в кровать и, поджав ноги, завернувшись в одеяло, начинала орудовать щеткой. Николай Павлович* называл это «сидеть кучкой». – Пора, пора садиться кучкой, – говорил он. – Смотри опоздаешь на репетицию (…) Я помню все стадии, через которые прошла реснично-мазальная промышленность. Началось с появления в парфюмерных магазинах упакованного в хорошенькие пластмассовые коробочки твердого темно-серого вещества. Оно упорно не желало задерживаться на ресницах. Но если разведенная все тем же чаем или чем-то другим капля его попадала на носовой платок или на любую другую светлую ткань, никакими силами отстирать было невозможно. Затем на Невском стали появляться стайки смуглых молодых особ в цветастых платках. Они окружали плотным кольцом и, громко галдя: «Тушь для глаз, тушь для глаз», чуть ли не силой старались всучить маленький брусочек, завернутый в фольгу. Это не предвещало ничего хорошего. Самой вожделенной и почти недосягаемой была французская тушь «Римель». Раздобыть ее – все равно что выиграть по самому счастливому билету. К ней прилагалась замечательная специальная щеточка, но пользоваться ею надо было опять же при помощи чая… И вот, наконец, спасибо упорным, неутомимым изобретателям! Появилась усовершенствованная тушь! Без посторонней жидкости намазывается сама упоительной щеточкой, напоминающей миниатюрный ежик для мытья бутылок или для чистки стекол старинных керосиновых ламп. Ложится замечательно. Никогда не требует вмешательства иголки (…) Но ведь путь к совершенству не имеет конца. Что еще предложат нам заботливые изобретатели, неустанно пекущиеся о красоте ресниц женского населения планеты? Почему-то вдруг вспомнила прелестный рассказ Тэффи: одна пожилая дама с трудом приобрела крем для омолаживания век. Успешно пользовалась им целый месяц. В подтверждение своего успеха, как-то едучи в трамвае, услышала восторженный возглас: «Смотрите, смотрите, какие молодые веки на этой старой роже!» Почему я это вспомнила? Какие могут быть ассоциации?! Ресницы не стареют и не седеют. Вылезают – может быть. Но или их нет, или они есть. А то, что есть, всегда намазуемо». *Николай Павлович Акимов – художник, режиссер, руководитель Ленинградского Театра комедии – муж Е. В. Юнгер, также похоронен на Литераторских мостках.
12.04.2024 в 09:00


Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения драматического актёра, народного артиста СССР Владимира Ивановича Честнокова (12.04.1904-15.05.1968). Он родился в семье выходца из крестьян, работавшего на ситценабивной фабрике, с детства увлекался театром. По окончании школы Честноков поступил в театральную студию Евтихия Карпова, который отбирал среди своих учеников артистов для Школы русской драмы при Государственном театре (бывшем Александринском). Среди счастливчиков оказался и Владимир Честноков. Ещё во время обучения он пробовал себя в разных театрах, начал выступать и на сцене Государственного театра драмы, но, получив признание на его сцене, Честноков принял решение уехать в Ростов-на-Дону по приглашению Юрия Завадского, который создавал там новый театр. Вскоре за Честноковым приехал ленинградский режиссёр Кожич и пригласил к себе – в Театр имени Ленинского комсомола. Во время блокады Честноков выступал по радио, ездил с агитбригадой на фронт. В 1945 году он перешёл в Театр Балтийского флота, но по прошествии нескольких лет вновь вернулся на сцену бывшего Александринского, в то время уже Пушкинского театра. В послевоенный период Владимир Иванович Честноков начнёт сниматься в кино, а в 1958 году исполнит в киноленте «В дни Октября» роль Ленина – об опыте работы над этой ролью впоследствии он напишет книгу.
04.04.2024 в 08:00


Сегодня – день памяти Евгении Самсоновны Истриной (06.03.1883-04.04.1957) – языковеда, филолога, члена-корреспондента Академии наук СССР, ученицы академика А. А. Шахматова. Вы когда-нибудь задумывались о том, откуда появилась языковая норма? Почему мы считаем, что одна форма слова является правильной, а другая – нет? Е. С. Истрина посвятила этой проблеме книгу «Нормы русского литературного языка и культура речи». «Практика речевого общения, общественная практика языка (включая и книжные и разговорные его разновидности) – это основная лаборатория языка, – как всякая лаборатория, подчиняющаяся своим условиям работы, своим закономерностям. В этой большой лаборатории возникают нарушения нормы и, вместе с тем, творится новая норма, причем то и другое подчиняется определенным закономерностям, связывается с определенными условиями. Основная общая закономерность – историческое развитие языка. Язык живет и изменяется, отвечая потребностям общественной жизни и подчиняясь реальным условиям этой жизни. Историческое развитие языка лежит в основе всех его изменений, и общих и частных, в основе общей его динамики и отдельных мелких перебоев. Этот широкий общий процесс исторического развития языка слагается из разнообразных явлений и различных языковых законов(...) Норма определяется степенью употребления при условии авторитетности источников. То, что является вообще общеупотребительным, то и составляет норму языка. При наличии колебаний приходится обращаться к авторитетным источникам книжно-литературного языка, — произведениям художественной литературы, лучшим образцам публицистики и передовой прессы, к материалам научной и деловой речи. Грамматики и словари строятся в основном на данных, собираемых из этих источников, и подтверждаются примерами – цитатами из них».
15.03.2024 в 08:59


Сегодня – день памяти драматурга и театрального критика Бориса Ильича Бентовина (24.05.1863-15.03.1929), его не стало 95 лет назад. Он родился в семье выходцев из Испании, учился в Военно-медицинской академии. Ещё будучи студентом, начал печататься в театральном отделе газет «Эхо» и «Минута», по окончании учёбы – заведовал театральным отделом газеты «Русская жизнь». Кроме того, Б. И. Бентовин был одним из основных сотрудников журнала «Театр и искусство», который издавал А. Р. Кугель – и именно это издание считал наиболее демократичным и лояльным по отношению к авторам: «Мы все сотрудничали (...) в разных изданиях... Мы систематически писали отзывы о театрах, писали статьи по вопросам искусства... Но «местные» условия всегда стесняли нас... У каждого редактора имелись свои излюбленные деятели сцены, излюбленные театры, и редакторское veto мешало сказать то, что сказать иногда так хотелось, что сказать было необходимо. И тогда мы собирали в сосуд свободного творчества кровь своих мыслей и впечатлений – и несли на алтарь «Театра и искусства». Здесь мы находили отдых для души. Здесь нам уготовано было самое широкое гостеприимство. Каждому разрешалось иметь своё мнение, и если оно не совпадало со взглядами редактора, то тут же на страницах журнала он вступал в критическое состязание со своим сотрудником». Бентовин был автором многочисленных социально-бытовых комедий с элементами сатиры на нравы и бюрократию дореволюционной России. Его пьесы ставились в Литейном, Михайловском театрах, театре Корша и других. Кроме того, он переводил и переделывал фарсы французских авторов. С 1904 г. Б. И. Бенотовин был членом правления и бессменным секретарём Союза драматических и музыкальных писателей. В 1919-1920 годах он был членом репертуарной комиссии политотдела 7-й армии. Для армейской труппы он написал пьесу «Царь-провокатор (Николай I и декабристы)». В 1922-1924 гг. вел театральную хронику Петрограда в ряде журналов.
02.03.2024 в 08:59


Сегодня – день памяти музыкальной актрисы Натальи Ивановны Тамары (Митиной-Буйницкой) (1873-02.03.1934), ее не стало 90 лет назад. В дореволюционном Петербурге она олицетворяла собой эталон женского обаяния и красоты, имела репутацию одной из самых богатых и шикарных столичных артисток. Артист Николай Монахов вспоминал: «В то время, когда я встретился с Тамарой, это была актриса, обладавшая прямо-таки несметным количеством туалетов и драгоценностей (…) Два раза в неделю к Тамаре из Москвы приезжала самая дорогая портниха и привозила ей по три туалета. Тамара в те времена имела в своем распоряжении русскую парную упряжь, венскую парную упряжь и автомобиль — лимузин. Она жила в роскошной квартире на углу Моховой и Пантелеймоновской улиц и имела штат прислуги в восемь или десять человек». Слава Тамары как одной из лучших исполнительниц романсов и оперетт была вполне заслуженной, поскольку она всегда проявляла достаточную художественную гибкость, стремилась расширять свой творческий диапазон. Она много и успешно гастролировала с сольными программами, неоднократно выступала с концертами в московском театре «Эрмитаж». Кроме того, Наталья Тамара в течение почти 20 лет сотрудничала с несколькими звукозаписывающими фирмами: больше всего граммофонных пластинок с романсами в ее исполнении было записано в 1913-1914 гг. В 1917 году, после Октябрьской революции Тамара уехала в Париж, но жизнь в эмиграции не сложилась, и она очень скоро была вынуждена вернуться в Петроград. До 1921 года она работала как артистка оперетты и давала сольные концерты на эстраде. Однако в 1920–1930-е гг. в сценическом искусстве начали бороться со всевозможными «буржуазными» излишествами, в том числе с «цыганщиной». Н. И. Тамара осталась без репертуара и возможности публичных выступлений. 2 марта 1934 года одна из самых известных актрис дореволюционного Петербурга умерла в полной нищете и забвении. Послушать голос Натальи Тамары можно здесь: http://russian-retro.com/video/17347-tamara-natalija-chyort-s-toboi.html В настоящее время надгробие Н. И. Тамары (мраморная плита) находится под плотным снежным покровом и наледью, в летнее время его можно увидеть недалеко от памятника А. Р. Кугелю, рядом с надгробием А. В. Королькевича.
28.02.2024 в 08:59


Сегодня исполняется 115 лет со дня рождения пианиста, профессора и ректора Ленинградской консерватории Павла Алексеевича Серебрякова (28.02.1909-17.08.1977). Он родился в 1909 году в Царицыне (ныне Волгоград) в семье музыкантов: отец преподавал пение и фортепиано, мать была певицей. Блестящая музыкальная память, отличный слух и незаурядные исполнительские способности обнаружились у мальчика уже восьмилетнем возрасте – и трёхгодичный курс обучения в царицынском музыкальном училище он окончил всего лишь за год. В возрасте пятнадцати лет, в августе 1924 года Павел Серебряков приехал в Ленинград и поступил в консерваторию. Вскоре талантливого юношу заметил директор Александра Глазунов. Зная о стеснённых условиях, в которых вынужден был находиться молодой пианист, руководитель консерватории позволял ему заниматься в своём кабинете, а также выдвинул его на стипендию имени А. Рубинштейна. Серебряков окончил консерваторию в возрасте 20 лет и уже в декабре 1929 года публично выступил в Москве: с оркестром Персимфанса (первым симфоническим оркестром без дирижера) он исполнил Первый концерт Ф. Листа. Последовавшие вскоре выступления в разных городах Советского Союза принесли Серебрякову широкую известность. Уже в 1939 году П. А. Серебряков был назначен на пост директора Ленинградской консерватории. Несмотря на то, что новая работа отнимала много времени и сил, он продолжал концертировать и расширял свой репертуар. Неотъемлемыми чертами его мастерства считали демократизм, простоту и доступность: не стремясь поразить слушателя оригинальностью прочтения, Серебряков умел разнообразить звуковой колорит исполняемых произведений.Чуждый исполнительского щегольства и чисто внешних эффектов, Серебряков проявлял себя на сцене как настоящий лирик.
20.02.2024 в 08:59


Сегодня исполняется 145 лет со дня рождения инженера-технолога Дмитрия Яковлевича Акимова-Перетца (20.02.1879-28.04.1936). Он принимал участие в строительстве более десятка петербургских мостов, в том числе Дворцового, в проектировании Кронштадтского сухого дока, Свирских гидроэлектростанций алюминиевых комбинатов в Волхове и Тихвине. Тем не менее до сих пор о нем не написано ни одной статьи. Пожалуй, самый большой фрагмент текста, посвященный Д. Я. Акимову-Перетцу, мы можем найти у З. В. Юрковой в книге «Сенная площадь. Вчера, сегодня, завтра»: дело в том, что инженер жил в доме № по Московскому проспекту – и дом этот был построен его братом, Александром Яковлевичем. Вот что пишет З. В. Юркова о Д. Я. Акимове-Перетце: «Вдова Я. И. Перетца Татьяна Ивановна жила с младшим сыном Дмитрием Яковлевичем в квартире третьего этажа с большим балконом, выходящим на Сенную площадь. По воскресеньям в шесть часов вечера она устраивала семейный обед, на который съезжались ее сыновья с женами и дочери с мужьями. Дмитрий Яковлевич окончил Технологический институт. В 1910–1914 годах по его проекту в соавторстве с инженером путей сообщения А. П. Пшеницким в Петербурге был построен Екатерингофский мост через реку Екатерингофку в створе Рижского проспекта. Дмитрий Яковлевич женился в 1919 году, а через год 19 июля в этом доме родился Дмитрий Дмитриевич Акимов-Перетц. После революции 1917 года доходный дом Перетцев был национализирован, квартиры его заселялись по распоряжению новых властей. Семейство Акимовых-Перетцев с маленьким Дмитрием переселилось в дом 21 по 12-й роте Измайловского полка. Он окончил Московский институт инженеров транспорта, вернулся в Ленинград и много лет проработал в Ленинградском институте железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ), откуда ушел на заслуженный отдых. Летом 2010 года ему исполнилось 90 лет. Д. Д. Акимов-Перетц предоставил для этой книги сведения о доме своего деда».
13.02.2024 в 08:59


Сегодня – день памяти Маргариты Владимировны Ямщиковой (урожденной Рокотовой), писавшей под псевдонимом «Ал. Алтаев» (04.12.1872-13.02.1959). Ее не стало 65 лет назад. Маргарита Владимировна Ямщикова по матери восходила к Толстым, по отцу – к художнику Рокотову. Ее родители были увлечены литературой и народно-освободительным движением. Отец открыл в Киеве общедоступный театр, и маленькая Маргарита с детства любила посещать спектакли. Однако вскоре театр разорился, и после скитаний семья осела в Пскове, где Маргарита начала работать – переписывать роли для артистов-любителей, в труппу которых её отца пригласили в качестве режиссёра. Позднее, оказавшись в Петербурге, Маргарита увлекается живописью и литературой – и в семнадцать лет впервые решает опубликовать свое произведение под псевдонимом «Ал. Алтаев», который она позаимствовала из «Рассказа вдовы» Якова Полонского. В двадцать лет молодая писательница выходит замуж за студента Лесного института Андрея Ямщикова и берёт его фамилию. Вскоре стало понятно, что её муж будет всячески препятствовать ее литературной деятельности, и Ямщикова бежала с маленьким ребенком на руках в Финляндию – без денег, зимней одежды и паспорта. Ей помогли перебраться в Дерпт (Тарту) и устроиться там в университет переписчицей научных статей. Полиция настаивала на возвращении к мужу, но Ямщиковой удавалось раз за разом добиваться отсрочки переезда – вплоть до того момента, пока она не переехала в Петербург. В столице она вновь начала писать сказки, рассказы, легенды и издавать их в журналах. В этот период она впервые берется за написание биографических и исторических очерков. М. В. Ямщикова написала множество популярных произведений, которые в доступной беллетризированной форме рассказывают читателю об интересных героях и событиях прошлого: о Рафаэле и Микеланджело, Марате и Степане Разине, Средних веках и эпохе Возрождения. До конца дней М. В. Ямщикова была необыкновенно деятельной и была полна новых идей. Вот что она говорила в конце жизни об Ал. Алтаеве – авторе, от лица которого писала всю жизнь: «Ал. Алтаев неизменно видел свои слабости яснее самых въедливых своих критиков. И обожания к себе никогда не чувствовал. Писал и каждый раз думал: «Эх, не то бы надо, лучше надо. Лучше!» А когда доводилось слышать похвалы, даже льстивое, — всегда мысленно соизмерял свой труд с теми действительно лучшими книгами, которыми горда наша литература. Это было самое лучшее лекарство от головокружения… Что такое Ал. Алтаев в литературе? Всегда рядовой, чернорабочий. Я так и говорила на встречах с читателями, в библиотеках: Ал. Алтаев — популяризатор истории, помощник педагогам». К сожалению, книги Ал. Алтаева – М. В. Ямщиковой давно не переиздавались, хотя до сих пор они могли бы быть хорошим подспорьем школьным учителям.
12.02.2024 в 08:59


Сегодня – день памяти педагога, автора грамматики русского языка и составителя хрестоматии детского чтения «Звездочка» Константина Фёдоровича Петрова, его не стало 110 лет назад. Именно «Звездочка» сделала имя этого учителя русского языка бессмертным. Вот что писал К. Ф. Петров в предисловии к этой книге: «Если посредством книжки для чтения дети научатся понимать прочитанное, следить за ходом мысли автора; если они будут в состоянии сами составлять по образцу небольшие повествования и описания, если обогатят свой запас слов и, наконец, станут чувствовать, хотя несколько красоты выражений наших лучших писателей, полюбят последних получат охоту к чтению, которое станет необходимым для них в жизни - то цель книжки для чтения, по моему мнению, будет вполне достигнута (...) Относительно и крестьянских детей, обучающихся в народных школах, следует заметить: научите читать, но только не так, чтобы мальчик выкрикивал слова, но чтобы он сознавал, что читает, следил бы заходом мысли автора; развейте в нем любовь к поэтам, охоту к чтению; заставьте полюбить родное, окружающее его; поддержите в нём чистые, неиспорченные чувства ребенка!» Тексты в хрестоматии разделены по временам года, начиная с осени (то есть с начала учебного года). Петров был убеждён, что дети гораздо больше взрослых склонны чувствовать перемены в природе, и лучше воспринимают тексты, связанные с теми природными и погодными условиями, в которых сами находятся в момент их прочтения.
03.02.2024 в 08:59


Сегодня – день памяти литератора и журналиста Михаила Ивановича Пыляева (13.11.1842-03.02.1899), его не стало 125 лет назад. Он родился в Петербурге, в состоятельной купеческой семье. С детства привыкший к работе в лавке, в свободное от работы время Пыляев занимался литературным трудом. С 1861 года его фельетоны начнут еженедельно появляться в журнале «Иллюстрация». Позже, под псевдонимами «Старый менестрель», «Мельмонт Скиталец», «Сыч» и просто под инициалами «М. П.» он будет печататься в «Историческом вестнике», «Искре», «Сыне Отечества», «Петербургском листке», «Новом времени», «Ниве», «Всемирной иллюстрации» и многих других периодических изданиях. Статьи Пыляева были посвящены истории, театру, минералогии и даже спиритизму. Его интересы были весьма широки: он был библиофилом, знатоком живописи, спорта, минералогии, нумизматом, специалистом по части старинных струнных инструментов, знатоком автографов, народной медицины и, конечно, русской старины. Настоящую славу писателя Пыляеву принесли книги исторической тематики: «Старая Москва» (1891), «Старое житье» (1892), «Забытое прошлое окрестностей Петербурга» (1889), «Замечательные чудаки и оригиналы» (1898). Конечно, М. И. Пыляев был дилетантом, но он был горячо предан своему делу и посвятил ему всю свою жизнь. Его книги не столько помогают узнать достоверные факты, сколько позволяют погрузиться в жизнь тех, кто населял обе столицы сто, двести или даже триста лет назад. Эмоциональная живость его повествования создаёт иллюзию убедительности - будь то портреты политических деятелей, литераторов, рядовых обывателей, или важные (как, впрочем, и вполне заурядные) исторические события.
31.01.2024 в 10:55


Сегодня – день памяти революционера, двоюродного брата Ф. И. Тютчева, Николая Сергеевича Тютчева (22.08.1856-31.01.1924), его не стало 100 лет назад. Он родился в Москве, учился в Петербургской медико-хирургической академии, затем – в Петербургском университете на юридическом факультете. Накануне поступления в академию Николай Тютчев проживал у своих родственников в Симбирске, где и начал свою революционную деятельность народником-бакунистом. Там он впервые оскорбил военный караул во время прохода партии арестантов, за что получил штраф в 75 рублей. Летом следующего года, также в Симбирске, Николай Тютчев был арестован по делу Н. И. Кибальчича. Ещё через 3 года Тютчев был задержан по обвинению в подстрекательстве рабочих к беспорядкам вместе с Максимовым-Дружбининым – именно под этой фамилией скрывался теоретик марксизма Г. В. Плеханов. В этот период Тютчев занимался пропагандой среди городского пролетариата и входил в состав Дезорганизаторской группы, которая занималась борьбой против шпионов III отделения. Тогда полиция признала его одним из самых опасных политических преступников, и даже поначалу считали убийцей Александра III именно «беглого преступника» Н. С. Тютчева, хотя на тот момент он находился в иркутской ссылке. В июне 1881 года вместе с товарищами он совершил неудачный побег из этой ссылки, после чего был переслан в Верхнеудинск. При помощи отца Николаю Тютчеву даётся вернуться в Центральную Россию, но уже в 1894 г. его снова привлекает к дознанию по делу о тайной Смоленской типографии партии «Народное право» и высылают в город Минусинск, на 8 лет, под гласный надзор полиции. В 1904 году Тютчев вновь оказывается в Европейской части России. Вскоре он входит в состав Центрального комитета партии социал-революционеров, боевая организация которой в то время готовила покушения на генерал-майора Д. Ф. Трепова, великого князя Владимира Александровича и на самого царя. Только в 1906 г., после ареста большинства членов боевой организации, Тютчев по возрасту отошёл от дел и вскоре уехал за границу. Там он занимался переводами на русский язык сочинение французских социалистов, а также сам писал исторические статьи и воспоминания. Он вернулся из Франции в Россию не раньше 1917 года. Тогда же Временное правительство передало материалы III отделения и Департамента полиции «Особой комиссии», которую возглавил Н. С. Тютчев. Также он написал ряд статей о тайной полиции. Возможно, уже в самом начале 1920-х годов Тютчев сознавал, что дни его и его старых соратников сочтены, и поэтому при первой возможности отправил в эмиграцию двух своих дочерей. Он был членом Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев, с 1923 г. сотрудничал с журналом «Каторга и Ссылка». Жизнь Н. С. Тютчева оборвалась 31 января 1924 года – он умер от кровоизлияния в мозг.

Главное
Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю