Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

16+

Отзывы о Центральный государственный архив Санкт-Петербурга

Интересность : Место представляет интерес для исследователей. Здесь собраны архивы по Санкт-Петербургу с 1917 года по настоящее время.
Расположение : Ехать сюда можно общественным транспортом, например, от метро Улица Дыбенко или Проспект Большевиков, расположенных менее, чем в 2 км.
Интерьер : Здание имеет оригинальную архитектуру в форме трилистника. Внутри много коридоров, можно заблудиться, но помогают сотрудники. В здании находятся 18 архивохранилищ, библиотека, читальный зал, а также выставочный зал с экспозициями документов и конференц-зал для мероприятий.
Обслуживание : Сотрудники вежливые, хорошо ориентируются в теме.
Центральный государственный архив Санкт-Петербурга
Адрес

ул. Антонова-Овсеенко, д. 1

карта
Район
Невский район (Санкт-Петербург)
Узнать, как пройти, проехать или посмотреть мероприятия в этом месте.

Актуализировать данные и увеличить число посетителей

Отзывы посетителей о Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга

Общая оценка:8.5 / 10
Интересность 9
Расположение 7
Интерьер 9
Обслуживание 9
Оставить отзыв
Места поблизости
DreamvilleПространство DreamvilleПамятная доска Кнорозову Ю.В. Памятная доска Кнорозову Ю.В.ИзобретателиТеатр ИзобретателиЯвмясо на КржижановскогоРесторан Явмясо на Кржижановского
посетитель
8.5 / 10 28 сентября 2018 г. 23:29
Сотрудники вежливые, хорошо ориентируются в теме. Здание имеет оригинальную архитектуру в форме трилистника. Внутри много коридоров, можно заблудиться, но помогают сотрудники. В здании находятся 18 архивохранилищ, библиотека, читальный зал, а также выставочный зал с экспозициями документов и конференц-зал для мероприятий. Ехать сюда можно общественным транспортом, например, от метро Улица Дыбенко или Проспект Большевиков, расположенных менее, чем в 2 км. Место представляет интерес для исследователей. Здесь собраны архивы по Санкт-Петербургу с 1917 года по настоящее время.  на страницу отзыва

Отзывы помогают нам определиться с выбором, принять правильное решение о посещении того или иного места. На Peterburg2 вы всегда найдете интересные отзывы о Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга. Наши посетители оценивают Центральный государственный архив Санкт-Петербурга по качеству обслуживания и другим параметрам. Вы можете пожаловаться нам на отзыв или комментарий
Рекомендованы для посещения Петербургом2
Концертная площадка Comedy PlaceКонцертная площадка Comedy PlaceМузей Арт и ФактыМузей Арт и ФактыКультурный квартал БрусницынКультурный квартал БрусницынОткрытая киностудия ЛендокОткрытая киностудия Лендок

Комментарии посетителей

Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте
Ваше имя
 
Новости официального сайта и группы ВКонтакте
Архивы Санкт-Петербурга

сегодня в 08:15


Автограф героя В бывших секретных материалах Ленинградского городского Совета сохранилось обращение генерала Николая Павловича Симоняка от 10 июля 1944 года к председателю Ленгорисполкома П.С. Попкову с просьбой установить на Пулковских высотах монумент «для увековечивания памяти героев-гвардейцев, павших за освобождение Ленинграда от блокады». Удостоенный звания Героя Советского Союза в феврале 1943 года за участие в прорыве блокады Ленинграда Н.П. Симоняк отличился и годом позже, командуя 30 гвардейским стрелковым корпусом. За Красносельско-Ропшинскую операцию он был награжден орденом Суворова II степени. Нужно отметить, что Н.П. Симоняк в июле 1945 г. участвовал в траурном митинге на Пулковских высотах, фотоснимки об этом событии имеются в Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга. Возможно, что фотография памятника на фоне разрушенной Пулковской обсерватории относится именно к этому времени. #архивыспб #ЦГА _________________________ 1. ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп. 36. Д. 117. Л. 33. Письмо командира 30 гвардейского стрелкового корпуса Героя Советского Союза Н.П. Симоняка председателю Ленгорисполкома П.С. Попкову с просьбой установить памятник на Пулковских высотах. 10 июля 1944 г. 2. Фотография памятника погибшим на Пулковских высотах. 1945 – 1947 гг. Из открытых источников.
вчера в 08:15


Ленинградское наводнение 1924 года и Государственный институт экспериментальной медицины Наводнение 23 сентября 1924 года стало крупнейшим ударом морской стихии в истории Санкт-Петербурга XX века. Столкнуться с ней пришлось многим учреждениям бывшей имперской столицы, в числе которых оказался и Государственный институт экспериментальной медицины (ГИЭМ), учреждённый в конце XIX столетия. Одним из главных направлений его работы являлась борьба с заболеваниями различного рода: бешенством, холерой, сапом, сифилисом, сибирской язвой, туберкулёзом и не только. В Центральном государственном архиве научно-техническое документации Санкт-Петербурга имеется переписка между ГИЭМ и Народным комиссариатом здравоохранения, Петроградской районной тройкой и внутренними отделами научного учреждения. Она касается причинённых убытков и ликвидации последствий наводнения. С её помощью возможно оценить масштаб стихийного бедствия, выяснить перечень утраченного имущества и конкретные действия сотрудников института и городских властей, направленные на восстановление рабочего процесса после природного катаклизма. Весьма красочно об этом повествовал директор ГИЭМ А. А. Владимиров в письме наркому здравоохранения Н. А. Семашко от 26 сентября. Согласно сохранившимся документам, в зданиях института разбухли покрытые линолеумом и паркетные полы, появились провалы, в сывороточных конюшнях поднялся пол. Разбухли все двери на нижних этажах, «вообще вся» проводка оказалась испорчена. Было утрачено множество лабораторного имущества и медицинских принадлежностей на неопределённую сумму. Погибло 30 собак, 18 кроликов и 2 подопытных козы, некоторые другие животные. Исчезли многие запасы сена, овса и мазута. Бурная стихия снесла деревянные заборы, панели-мостки, деревянные крыльца у домов. Пострадало много частного имущества сотрудников. Любопытно, что Пастеровская станция для прививок людей, укушенных бешенными животными, не прерывала своей работы в условиях экстремальной ситуации. В остальных 9 научных и 3 научно-практических отделов института любая деятельность была временно приостановлена. В ликвидации последствий наводнения участвовали студенты Ленинградского медицинского института (69 человек), которые откачивали воду, раскладывали дрова-швырок и всячески помогали в устранении последствий наводнения. В дальнейшем сотрудники института занимались уборкой подведомственной территории и закупкой необходимых средств для последующей работы учреждения. После долгой переписки с Наркоматом здравоохранения, Наркоматом финансов и Ленинградским исполкомом институт смог получить 15000 рублей на восстановление от последствий морской стихии только в ноябре 1924 года. Первоначально же сумма равнялась 5000 рублей. #архивыспб #ЦГАНТД __________________________________ 1. ЦГАНТД СПб. Ф. 182. Оп. 1-1. Д. 76. Л. 9 – 9 об. Письмо народному комиссару здравоохранения Н. А. Семашко от директора Государственного института экспериментальной медицины, микробиолога А. А. Владимирова. 26 сентября 1924 года. 2. Там же. Л. 10. Благодарственное письмо чрезвычайной тройке Ленинградского медицинского института от А. А. Владимирова. 27 сентября 1924 года. 3. Там же. Л. 22. Список лиц, проявивших себя самоотверженной работой при спасении животных и имущества института в наводнение. 1924 год.
09.06.2024 в 11:30


Подвиг без оружия В личном деле Нордштейна Семена Григорьевича, находящемся на хранении в Центральном государственном архиве документов по личному составу ликвидированных государственных предприятий, учреждений, организаций Санкт-Петербурга в составе фонда Р-4354 Санкт-Петербургского регионального центра ИТАР-ТАСС, имеется отзыв о его работе в 28-м Ордена Ленина армейском артиллерийском полку. В документе указано, что воентехник 1 ранга Нордштейн С.Г., производя испытания приспособления к стереотрубе для фотографирования фотоаппаратом «Лейка» ввел ряд рационализаторских приемов и проявил исключительно добросовестное отношение к порученному делу. Добившись отличных результатов, в условиях сильного минометного обстрела и обстрела снайпера противника, он произвел съемку фотопанорамы переднего края противника с передового наблюдательного пункта (с расстояния 100-130 м) и предоставил командованию ценнейший разведывательный материал. Семен Нордштейн родился 22 декабря 1909 года в городе Таганрог. После окончания школы он пошел работать подсобным рабочим на Авиационный завод № 31. В 1930 году Семен приехал в Ленинград и сразу же устроился на работу в государственный оптико-механический завод (более известное современное название - ЛОМО). Осенью того же года он поступил в Ленинградский институт киноинженеров и одновременно с учебой Семен Григорьевич работал в редакциях изданий «Работница», «Крестьянка», «Красная газета», «Смена». Уже в 1939-1940 годах во время советско-финской войны он служил фотокорреспондентом газеты «Во славу родины». В начале Великой Отечественной войны Семен Нордштейн был призван в ряды Красной армии и назначен фотографом штаба Ленинградского фронта, а затем военным фотокорреспондентом Ленинградского отделения ТАСС. Семен Нордштейн делал снимки боевых действий на Ленинградском и Волховском фронтах, фиксировал жизнь блокадного Ленинграда и Дороги жизни. Его яркие, насыщенные боевыми моментами фотоснимки часто появлялись на страницах областных и центральных газет. За свой труд и военные заслуги Нордштейн был награжден орденом «Красная Звезда» и медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда, «За победу над Германией». #архивыспб #ЦГАЛС _____________________________ Фотокорреспондент фотохроники ЛенТАСС Семен Григорьевич Нордштейн (портрет). ЦГАКФФД СПб. Ар 171644. Дата съёмки: 1941-1943 гг. Ленинград. Автор съемки не установлен.
08.06.2024 в 10:30


День петербургских котов и кошек Кошки – давние спутники человека. Они не только защищают дома от грызунов, но дарят людям тепло, доброту и уют. В Санкт-Петербурге в честь пушистых питомцев есть особый праздник – День петербургских котов и кошек, его отмечают 8 июня. История праздника началась в 1999 году, когда на карнизах двух противоположных домов по Малой Садовой улице появились скульптуры : кота Елисея – на доме № 8, и кошки Василисы – на доме № 3/54. Считается, что эти скульптуры установлены в память о событиях периода блокады Ленинграда. После самых тяжелых блокадных зим – 1942 и 1943 годов, в городе не осталось кошек, что привело к резкому увеличению числа крыс, уничтожавших продовольствие и переносивших болезни. После прорыва блокады руководство города организовало борьбу с опасными грызунами, в том числе доставку кошек из других регионов страны, кроме того, животных привозили возвращавшиеся из эвакуации ленинградцы. И кошки действительно помогали очищать город от крыс. Многие известные ленинградцы держали дома котов: поэт И.А.Бродский, балерина Н.Б. Ястребова, оперная певица А.А. Халилеева. Их портреты с пушистыми любимцами хранятся в собрании Центрального государственного архива кинофотофонодокументов. Ознакомиться с ними можно на портале «Архивы Санкт-Петербурга» или в читальном зале архива. #архивыспб #ЦГАКФФД _________________ ЦГАКФФД СПб. Ар 199440. Общий вид скульптуры «кот Елисей» на фасаде дома № 8 на улице Малой Садовой. Санкт-Петербург. 24 мая 2003 г. Автор съемки: Каминская Т.О.
07.06.2024 в 08:15


«Вот будет лето – поедем на дачу»: о дачной местности Осиновая роща (Левашово) Петербургская традиция проводить лето за городом на природе существует давно. Объяснение этому очень простое: в летний период в Петербурге начинался строительный сезон и из-за пыли, грязи и жары в городе невозможно было находиться. Поэтому более или менее зажиточные петербуржцы в большинстве своем снимали дачи в окрестностях столицы на все лето, откуда ездили в город на работу или по делам. До середины XIX в. под термином «дача» понималось скорее загородное дворянское имение, где среди пасторальных пейзажей проводили время привилегированные слои общества. После крестьянской реформы и развития железнодорожного сообщения, в т.ч. пригородного, часть помещичьих земель в окрестностях столицы пошла на продажу и на них стали возникать дачные поселки. Зачастую участки приобретались или брались в аренду жителями других губерний (в особенности, Ярославской, Тверской и Костромской) специально для последующей сдачи в наем. Это был довольно выгодный бизнес, который сулил постоянный и достаточно высокий доход. Дома в таких селениях стали доступны для обеспеченных представителей всех сословий. Одним из набиравших популярность дачных мест являлась мыза «Осиновая Роща». Располагалась она на севере С.-Петербургского уезда близ Выборгского шоссе (сейчас это часть города). С начала XVIII века до 1917 г. у нее сменилось несколько хозяев, среди которых были адмирал Ф.М. Апраксин, граф Г.Г. Орлов, князь Г.А. Потемкин. Последними владельцами имения были Е.В. Ксидо и княгиня М.В. Вяземская (урожденные графини Левашовы). В качестве дачного поселок Осиновая роща начал развиваться в 1870 году, после постройки линии Финляндской железной дороги и открытия станции Левашово. Согласно «Путеводителю по дачным местностям, водолечебным заведениям и морским купаниям в окрестностях С.-Петербурга» Н. Федотова в 1889 году в Левашово (или Осиновой роще) имелись молочная лавка, постоялый двор по Выборгскому шоссе и портерная лавка – у железнодорожной станции. Условия аренды признавались неблагоприятными, поскольку земельные участки сдавались площадью не менее ½ десятины каждый (чуть менее 55 «соток»), причем на участке разрешалось построить только одну дачу. Тем не менее, за имением графа В.В. Левашова признавалась «хорошая будущность, потому что местность эта, за исключением низменной ее части, чрезвычайно живописна и здорова». В начале XX века функционировало 12 дач с 40 службами, несколько трактиров, лавок, парники, оранжереи, зверинец, действовали кирпичный и торфяный заводы, паровая мельница и лесопилка. В 1902 году из части имения был выделен участок, на котором возникла Графская колония (ныне поселок Песочный). В советское время в бывшем имении был совхоз с молочной фермой, действовал сельхозтехникум, а также располагались военный городок, дом отдыха и дача Ленинградского обкома КПСС. В настоящее время сохранился парк «Осиновая роща», но, к сожалению, усадьба Левашовых-Вяземских сгорела в 1991 году. Земли бывшего имения постепенно застраиваются новыми жилыми комплексами. Больше узнать об истории Основой рощи и других дачных местностей в окрестностях Северной столицы можно из документов Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга, в т.ч. фондов Петроградской уездной земской управы (ф. 224), Губернской чертежной (Межевого отделения) Петроградского губернского правления (ф. 262) и Петроградского губернского кредитного общества (ф. 1546). #архивыспб #ЦГИА _______________________________ 1. ЦГИА СПб. Ф. 262. Оп. 50. Д. 502. Л. 2об.-3. Счет к владельцам дач во 2-й части Осиновой Рощи из Межевой канцелярии за создание копий планов и межевых книг. 1872 г. 2. Там же. Ф. 262. Оп. 97. Д. 89. План участка лесной дачи «Осиновая Роща». 1914 г. 3. Там же. Ф. 224. Оп. 3. Д. 4178. Л. 10, 12, 15-19. Поэтажные планы и фасад дачи А.К. Фаберже в пос. Левашово (Осиновая Роща). 1907 г. 4. НСБ ЦГИА СПб. Цена проезда по Финляндским железным дорогам (в т.ч до станции Левашово). Из книги «Путеводитель по дачным местностям, водолечебным заведениям и морским купаниям в окрестностях С.-Петербурга и по железным дорогам: Финляндской и Балтийской, с указанием цен и размеров дач, двумя подробными картами, многими рисунками и другими приложениями. Составил и издал Н. Федотов». СПб., 1889. С. 273. 5. Усадьба Левашовых-Вяземских «Осиновая роща». Конец XIX века. Фотография из открытых источников.
04.06.2024 в 08:15


Пушкинское общество в 1933 году В преддверии юбилея Александра Сергеевича Пушкина публикуем сведения о членах общества его имени. В январе 1933 года правление Пушкинского общества обратилось в административный сектор Ленинградского облисполкома с просьбой перерегистрировать общество и утвердить новый устав. К заявлению прилагались анкеты членов организации, а также ходатайство директора Института русской литературы А. В. Луначарского. Представляем только две анкеты – известного педагога, основателя и руководителя «Республики ШКИД» В. Н. Сороки-Росинского, а также популярного в свое время писателя из крестьян А. П. Чапыгина. #архивыспб #ЦГА ________________________ ЦГА СПб. Ф. 7179. Оп. 10. Д. 6780. Л. 138 – 138 об., 139 – 139об., 140. Заявление членов правления Пушкинского общества в сектор административного надзора Леноблисполкома о перерегистрации общества; анкеты членов общества В.Н. Сороки-Росинского, А.А. Чапыгина.1933 г.
01.06.2024 в 10:30


К 220-летию композитора М.И. Глинки Cреди великих композиторов Михаил Иванович Глинка занимает особое место. Его творчество оказало огромное влияние не только на нашу многонациональную культуру, но и на мировую. Произведения М.И. Глинки проникнуты любовью к народу, природе, к Родине. Глинка сыграл большую роль в развитии оперного искусства. Создание оперы «Иван Сусанин» стало знаковым историческим событием - первая реалистическая народная музыкальная драма, с такой глубиной поставившая и решившая проблемы соотношения героя и народа. Русская опера прошла большой путь развития, но именно М.И. Глинка заложил понимание важности творческого использования народно-национальных истоков. На создание ещё одной величайшей оперы композитора вдохновила поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Эта опера обозначила рождение нового, сказочно-эпического направления в русской классической опере. Михаил Иванович Глинка использовал сказку для выражения глубоких идей: верности долгу, победы добра над злом, торжества любви. В творчестве М.И. Глинки определились два важнейших направления русской оперы: народная музыкальная драма и опера-сказка. Глинка заложил основы русского симфонизма, стал первым классиком русского романса. #архивыспб #ЦГАКФФД _________________ ЦГАКФФД СПб. Бр 35665. Вид памятника М.И. Глинке в сквере на Театральной площади (скульптор Р.Р. Бах, архитектор А.Р. Бах, 1906 г.). Ленинград, Автор съемки: не установлен
29.05.2024 в 08:15


Мастер мемориальных досок Татьяна Милорадович В Санкт-Петербурге, который на этой неделе празднует 321 день рождения, более 1500 мемориальных досок. На первый взгляд неприметные, все они — мраморные и гранитные страницы большой каменной энциклопедии по истории города. Но ещё менее на виду судьбы их создателей — архитекторов, скульпторов и художников — которые смогли подобрать лаконичный и выразительный язык, чтобы рассказать нам о важном. Татьяна Николаевна Милорадович родилась в 1929 году в городе Пушкине в семье художницы Людмилы Милорадович. В годы войны вместе с матерью и младшим братом она была эвакуирована в Тюменскую область. После войны Татьяна Милорадович окончила школу и в 1954 году —архитектурный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. В том же году поступила на работу мастерскую № 6 института «Ленпроект», где под руководством С.Б. Сперанского архитекторы занимались созданием типовых домов, школ, телефонных станций. Совместно с руководителем мастерской работала над проектом жилого дома в квартале 120/3 в Невском районе (современный адрес бульвар Красных Зорь, дом 5). В карьеру молодого архитектора неожиданно вмешались семейные обстоятельства. Татьяна Николаевна вспоминала об этом так: «наступил момент, когда дома была маленькая дочь, бабушки, за которыми нужно было ухаживать, и я пошла в скульптурный комбинат Худфонда, договорилась дома выполнять эскизы досок. С тех пор я всю жизнь с удовольствием этим занимаюсь». За период 1960-2000 годов Татьяной Милорадович было создано порядка ста мемориальных досок. Предложенные ей шрифты всегда были оригинальны и стилистически выдержаны в духе той эпохи, к которой относился предмет увековечивания – от пушкинских времён до современности. Ряд работ Татьяна Николаевна выполняла безвозмездно — например, надгробный памятник на могиле художника Натана Альтмана, который наполнен любовью и вниманием к каждой детали. Татьяна Милорадович умела находить то, что позволяло ей создавать произведения, которые до сих пор заставляют прохожих замедлить шаг, чтобы погрузиться в историю. «Искусство важнее личных симпатий», — именно таким было творческое кредо этого замечательного мастера. #архивыспб #ЦГАЛИ ____________________________ 1. ЦГАЛИ СПб. Ф. 78. Оп. 10. Д. 802. Л. 29. Мемориальная доска В.И. Чапаеву для города Уральска. Скульптор В. Козенюк, архитектор Т.Н. Милорадович. 1967 год. 2. Там же. Л. 21. Мемориальная доска Л.Н. Толстому для города Уральска. Скульптор М.Р. Габе, архитектор Т.Н. Милорадович. 1967 год. 3. Там же. Л. 54. Мемориальная доска А.С. Пушкину на доме № 32 по Кутузовской набережной. 1969 год. Фотокопия. 4. ЦГАЛИ СПб. Ф. 341. Оп. 10. Д. 523. Л. 1. Личный листок, заполненный Т.Н. Милорадович при вступлении в Союз архитекторов. 11 февраля 1960 года. Рукопись на бланке, автограф. 5. ЦГАЛИ СПб. Ф. 78. Оп. 10. Д. 802. Л. 16. Перечень основных работ за 1970-2000 годы, составленный Т.Н. Милорадович. 29 ноября 2004 года. Рукописный подлинник, автограф. 6. Фотография Т.Н. Милорадович из статьи: Бибишева Ю. «Искусство важнее личных симпатий» // Вечерний Петербург. 2009. 4 декабря. С. 4. Автор съёмки Н. Чайка. 7. ЦГАЛИ СПб. Ф. 78. Оп. 10. Д. 802. Л. 59. Надгробный памятник Н.И. Альтману в Комарово. 1973 год. Фотокопия. 8. Там же. Л. 43. Милорадович Т.Н. Эскиз мемориальной доски А.Р. Беляеву для дома № 19 по Конюшенной улице в Пушкине. 1979 год. Фотокопия. 9. Там же. Л. 65. Милорадович Т.Н. Эскиз мемориальной доски Д.А. Фурманову для дома № 41/7 по проспекту Ленина в Иваново. 1984 год. Фотокопия
27.05.2024 в 08:15


Атлас столичного города Санкт-Петербурга 1798 года. В СМИ довольно часто в отношении тех или иных архивных документов используется эпитет «уникальный». Однако, для архивистов термин «уникальный документ» имеет вполне конкретное значение и обозначает определенную категорию дел. Уникальным считается особо ценный документ, не имеющий себе подобных по содержащейся в нем информации и (или) его внешним признакам, невосполнимый при утрате с точки зрения его значения и (или) автографичности, включенный в Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации. Среди почти 12 млн. дел, хранящихся в петербургских государственных архивах, подведомственных Архивному комитету Санкт-Петербурга, подобных документов, на сегодняшний день, выявлено всего два – и оба находятся в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга. Рассказываем об одном из них. Его название – «Атлас столичного города Санкт-Петербурга, состоящий из 11 частей и 51 квартала» и он был составлен в 1798 году. Документ хранится в составе фонда Петроградской городской управы (ф. 513) и включает в себя 155 планов в масштабе 25 саженей в английском дюйме, которые содержат детальное изображение городских улиц, площадей, казенных и частных построек, садов, огородов, пустырей, рек, каналов, водоемов и других объектов. Все городские постройки показаны под литерами, каждый план расписан вручную, причем каждый вид строения изображен соответствующим цветом. Особую художественную ценность представляют картуши – художественное обрамление названий и масштабных линеек планов. В документе более 200 подобных элементов и ни один из них не повторяется. Структура Атласа отражает административно-полицейское деление Санкт-Петербурга на 11 частей (1-я, 2-я, 3-я, 4-я Адмиралтейские, Васильевская, Выборгская, Каретная, Литейная, Московская, Петербургская и Выборгская). На планах впервые показано расположение памятника Петру I («Медный всадник»), Академии Художеств, строящихся Михайловского замка, здания Биржи на Стрелке Васильевского острова, многих других знаковых городских объектов. К Атласу приложена «Генеральная ведомость о числе домов города Санкт-Петербурга и сколько под оными и иными местами квадратных сажень состоит, равно мощеными и не мощеными улицами и реками, также и выгонною землею сверх того трем островам кои состоят в уезде». В ней обобщены сведения о количестве каменных и деревянных домов и пустопорожних мест по каждой из 11 частей города, обозначена занимаемая каменными и деревянными строениями площадь. «Генеральная ведомость» дает точные сведения о пространстве, занимаемом городом в конце XVIII века, и позволяет судить о степени и характере его застройки в то время. Из ведомости следует, что в четырех Адмиралтейских частях до 90% составляли каменные дома, тогда как на Петербургской стороне – лишь 2%. Центр города был замощен на 90%, остальные районы – на 20%, а Петербургская сторона – лишь на 4%. Документ поступил на хранение в архив в начале 30-х гг. XX века. Атлас всегда был востребован и активно использовался специалистами в области истории архитектуры, строительства и реставрации, в частности, при восстановлении города после Великой Отечественной войны. До 50-х гг. пользовались подлинником, затем Атлас был фотокопирован, а подлинник выдавался только в исключительных случаях. В 2004 году Атлас был включен в Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации под регистрационным номером 157, как не имеющий себе подобных образец картографического искусства конца XVIII века. Документ полностью оцифрован и с его электронными образами можно ознакомиться как в читальном зале архива, так и удаленно – через портал «Архивы Санкт-Петербурга 👉 https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgia/513/168/319 #архивыспб #ЦГИА _________________________________ 1. ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 168. Д. 319. Л. II. Титульный лист Атласа. 1798 г. 2. Там же. Л. 2. Генеральная ведомость о числе домов города Санкт-Петербурга. 1798 г. 3. Там же. Л. 9. План 4-го квартала 1-й Адмиралтейской части с показанием расположения зданий между р. Большой Невой, Крюковым и Адмиралтейскими каналами (под № 283 – памятник Петру I на Петровской площади). 1798 г. 4. Там же. Л. 18. План 1-го квартала 1-й Адмиралтейской части между реками Фонтанкой, Мойкой, Екатерининским каналом и Садовой ул. с показанием расположения Михайловского замка. 1798 г. 5. Там же. Л. 109. План 1-го квартала Васильевской части с показанием расположения зданий на Стрелке Васильевского острова. 1798 г. 6. Там же. Л. 111. План 1-го квартала Васильевской части с показанием расположения зданий между р. Большой Невой, Большим проспектом, 1-й и 12-й линиями Васильевского острова (под № 54 – Академия художеств). 7. Там же. Л. 145. План 4-го квартала Санкт-Петербургской части с показанием расположения зданий вокруг Троицкой площади, по Дворянской ул., набережным Большой Невы и Малой Невки. 1798 г. 8. Там же. Л. 149. План Аптекарского острова Санкт-Петербургской части. 1798 г. 9. Страница дела «Атлас г. Петербурга» на портале «Архивы Санкт-Петербурга».
26.05.2024 в 10:41


Семейный отдых на даче можно смело назвать уникальным российским явлением. Слово дача происходит от глагола «давать», «дати». Первые дачи появились ещё в XVIII веке, когда Петр I решил, что удобнее держать чиновников, постоянно проживавших в Москве, рядом с новой столицей, и стал выдавать приближенным земельные участки под Петербургом. Тогда понятие «дача» означало имение, выданное государством, а привычное для нас значение загородного дома, приспособленного для проживания летом, приобрело позднее, в XIX веке. До конца ХІХ века дачи были привилегией дворянства. Не отправить семью на летний сезон на дачу стало считаться вредным не только для здоровья, но и для репутации в обществе. Постепенно пользоваться дачами в качестве семейного загородного дома смогли себе позволить и другие слои населения. После революции в стране были проведены кардинальные изменения в сфере земельных отношений, которые отразились и на организации дачного отдыха. Многие семьи, владевшие дачами до революции, переехали туда из города. Дачи стали местом спасения жизни для горожан, которые бежали из города от разрухи и голода. Но в конце 1920-х годов выходит Постановление «О дачных поселках», согласно которому устанавливается основное функциональное назначение дач – быть местом летнего отдыха, а не местом жительства. В феврале 1949 года было принято постановление Совета Министров СССР «О коллективном и индивидуальном огородничестве и садоводстве рабочих и служащих». Стали появляться садоводческие товарищества, дачные кооперативы, у дачников появилась важная задача - выращивание урожая. Но традиция использовать дачу для семейного летнего отдыха сохранилась. #архивыспб #Годсемьи2024 #ГодСемьи_спб ______________________________ 1. Супруга художника-графика В.М.Конашевича Евгения Петровна Конашевич (Скрябина) и внучка Алена за чаепитием на даче. 1950-е. Ленинградская обл. / Всеволожский р-н / Кавголово п. Автор съемки не установлен. ЦГАКФФД СПб. Ар 170578. 2. Групповой портрет в саду около дачи. Место съемки и автор не установлены. ЦГАКФФД СПб. А 6909. 3. Народная артистка РСФСР, солистка оперной труппы Ленинградского академического театра оперы и балета им. С.М. Кирова А.А. Халилеева с сыном и на даче. 1947 - 1948 гг. Ленинградская обл. Автор съемки: Смирнов С.И. ЦГАКФФД СПб. Ар 194626.
25.05.2024 в 10:30


День филолога в России Филология – совокупность наук, изучающих духовную культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве. Под изучением языка подразумевается не только усвоение грамматических правил, но и структуры языка, его происхождения и развития, тонкости значений слов. Литературный критик и публицист Виссарион Григорьевич Белинский писал: «создать язык невозможно, ибо его творит народ; филологи только открывают его законы и приводят в систему, а писатели только творят на нем сообразно с сими законами». День филолога был учрежден в 1989 году. В России этот праздник ежегодно отмечают 25 мая литературоведы, лингвисты, учителя и преподаватели в области языка и литературы, библиотекари, переводчики, журналисты. Одним их крупнейших и значимых в России является образованный в 1819 году филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Самые трудные годы его пришлись на Великую Отечественную войну. В первые же дни войны многие студенты и преподаватели филологического факультета ушли добровольцами на фронт, оставшиеся трудились на оборону, в отрядах ПВО и госпиталях. Но уже в сентябре 1941 года возобновились занятия по программе сокращенного трехлетнего срока обучения. В самые жестокие, голодные, холодные дни блокады студенты и преподаватели совмещали учебу с работой на оборонительных рубежах вплоть до эвакуации университета в январе 1942 года. В разное время выпускниками филологического факультета СПбГУ были знаменитые русские публицисты и критики Николай Чернышевский, Дмитрий Писарев, поэт, переводчик и историк Дмитрий Мережковский, академик Дмитрий Лихачев, пушкинист Юрий Лотман, российский филолог-русист Федор Двинятин. #архивыспб #ЦГАКФФД ____________________________ ЦГАКФФД СПб. Ар 202960. Ленинградский государственный университет. Студенты филологического факультета на занятии в аудитории с преподавателем. Ленинград, 1941 г. Автор съемки: Лаптев С.Д.
22.05.2024 в 08:15


Рок-опера в Ленинграде ​Ленинградский театр «Рок-опера» был организован на базе ансамбля «Поющие гитары» — коллектива, который в течение двадцати трёх лет занимался пропагандой советской музыки. Коллектив был очень популярен в стране, и чаще всего исполнял советские и русские народные песни, зарубежную музыку. В 1975 году ансамбль «Поющие гитары» впервые в СССР осуществил постановку рок-оперы «Орфей и Эвридика» (муз. А. Журбина, постановка М. Розовского). Успех спектакля превзошёл все ожидания. Рок-опера вышла на пластинках фирмы «Мелодия». Затем были другие удачные постановки: опера Р. Гринблата «Фламандская легенда» по роману Шарля де Костера, опера «Гонки» (муз. С. Самойлова на текст Л. Пелея). Таким образом, ансамбль «Поющие гитары» формировался в этом жанре в течение тринадцати лет и поэтому его преобразование в театр «Рок-опера» было естественным и своевременным. Театр «Рок-опера» создавался как антипод классической опере, он должен был стать театром молодых и для молодых. Премьеру оперы-мистерии «Юнона и Авось» А. Рыбникова и А.Вознесенского в 1985 году можно считать началом истории современного театра «Рок-опера», именно в этот период театр получил своё нынешнее название. В июле 1988 года коллективом театра была осуществлена постановка рок-оперы А. Журбина «Монарх, блудница и монах» по драматической новелле Т. Манна «Фьоренца». Очередным творческим этапом явилась постановка рок-оперы Э.Л. Узбера «Иисус-Христос — суперзвезда» (либретто Т. Райса). Несмотря на излишне свободную трактовку Великой книги Нового Завета, артисты постарались сказать о том, что без любви и сострадания дух человеческий деградирует, и человек перестает быть человеком. Следующим этапом в развитии «Рок-оперы» стало завоевание детской аудитории, начавшееся в 1991 году с постановки рок-оперы-сказки «Джельсомино» А. Клевицкого и Н. Денисова, по мотивам повести Дж. Родари. В 1996 году за ней последовала рок-опера «Гадкий утёнок» В. Калле и Н. Денисова, а в 1999 году — рок-опера для детей и взрослых «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» В. Калле, либретто Е. Лапейко по одноимённому произведению А. С. Пушкина, постановка которой была приурочена к двухсотлетию со дня рождения поэта. В 1992 году был выпущен спектакль по произведению В. Каминского «Степан Разин» на музыку В.Калле. Эта работа театра в 1993 году была перенесена на экран. Вышел фильм «Воссияй мне свыше». Первым комедийным опытом «Рок-оперы» стала постановка в 2001 году рок-оперы-фарса А. Клевицкого и Н. Денисова «Корабль дураков» по мотивам одноимённой поэмы Себастьяна Брандта. С 2005 года театр стал сотрудничать с композитором Андреем Петровым. В результате появились постановки «Куда путь держишь, ваше благородие?» и «Синяя птица». В 2010 году театр лишился государственного финансирования и был реорганизован. Тем не менее, «Рок-опера» продолжила свою работу и радовала зрителей новыми постановками: «Ромео и Джульетта», «Кентервильское привидение», «Безымянная звезда» и многих других. В Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга имеется фонд театра «Рок-опера», документы которого мы сегодня публикуем. #архивыспб #ЦГАЛИ ____________________________ 1. ЦГАЛИ СПб. Ф. 681. Оп. 1. Д. 64. Л. 9. Программа рок-оперы «Иисус-Христос — супер звезда». 1990-е годы. 2. Там же. Оп. 1. Д. 38. Л. 4. Письмо деятелей культуры Ленинграда Губернатору Санкт-Петербурга о предоставлении помещения театру. 1996 год. 3. Там же. Оп. 2. Д. 2. Л. 8. Фотография сцены из спектакля «Юнона и Авось». 1980-е годы. 4. Там же. Оп. 2. Д. 9. Л. 1. Фотография сцены из спектакля «Джельсомино». 1991 год. 5. Там же. Оп. 2. Д. 39. Л. 2. Почётная грамота Администрации г. Северска Томской области за высокое исполнительское мастерство. 2001 год.
21.05.2024 в 08:15


Письмо из Ташкента В июне 1944 года в Ленгорисполком поступило письмо довольно известного певца (одно время он выступал в Малом театре оперы и балета) и композитора Олеся Чишко. В годы войны О. А. Чишко находился Ташкенте, где написал оперу, посвященную национальному герою Узбекистана Махмуду Тараби. За это в 1944 году композитор был удостоен звания заслуженного деятеля Узбекской ССР. Композитор в своем послании поздравлял председателя Ленгорисполкома П.С. Попкова с наградой – по Указу Верховного Совета от 14 апреля 1944 года тот был удостоен ордена Ленина. Письмо любопытно не только оценкой деятельности ленинградского руководителя. Обратите внимание, как долго оно шло из Ташкента в Ленинград, на штамп «Просмотрено военной цензурой». Обычно письма во власть цензуре не подвергались, по крайней мере при внутригородской переписке. Интересен и бланк письма. Звание Героя Советского Союза было присвоено пяти молодогвардейцам 13 сентября 1943 года, и почти сразу же их портреты были широко растиражированы, в том числе и на бланках писем. Завидная оперативность. #архивыспб #ЦГА ______________________________ ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп. 14. Д. 992. Л. 40 – 40 об. Письмо О.А. Чишко председателю Ленгорисполкома П.С. Попкову с поздравлением по случаю награждения. 20 мая 1944 г.
20.05.2024 в 08:15


Дмитрий Казаковский – выдающийся маркшейдер Ленинграда Ярким представителем поколения советских выдвиженцев 1930-х годов можно считать Дмитрия Антоновича Казаковского – выдающегося маркшейдера и директора Ленинградского горного института в послесталинское время. Он родился 7 ноября 1909 года в посёлке Окуловка Новгородской губернии. Отец – железнодорожный рабочий, мать – домохозяйка. К 1928 году окончил неполную среднюю школу в Окуловке и Бологовское железнодорожное техническое училище. Получив звание техника путей сообщения, Казаковский работал на Мурманской железной дороге в качестве десятника (бригадира) строительной артели, затем исполнял обязанности заведующего складом на станциях Сорока и Кемь, после – техник, ревизор-инструктор, заместитель начальника отдела в управлении станции Петрозаводск. В 1931 году Дмитрий Антонович завершил обучение на курсах подготовки в вузы при Народном комиссариате просвещения Карельской АССР и был командирован в Ленинградский горный институт. Казаковский его окончил в 1935 году и остался в аспирантуре на кафедре «Маркшейдерское дело». Под руководством члена-корреспондента АН СССР И. М. Бахурина он в 1938 году защитил диссертацию на степень кандидата технических наук. Совмещая преподавание и напряжённую учёбу, Казаковский сыграл большую роль в учреждении и деятельности Центрального научно-исследовательского маркшейдерского бюро, в котором он числился научным сотрудником. После начала Великой Отечественной войны маркшейдера задействовали в строительстве противотанковых рвов под Ленинградом. С февраля 1942 года – в эвакуации на Кузбассе, в городе Сталинске. Там он курировал горнотехническую инспекцию, однако уже в ноябре его отозвали в эвакуированный институт, размещённый тогда в Черемхово Иркутской области. Уже в мае следующего года Казаковский успешно защищает новую диссертацию на степень доктора технических наук. С 1944 года занимает должность заведующего кафедрой «Маркшейдерское дело». Д. А. Казаковский одновременно работал начальником учебной части, деканом факультета, а с 6 мая 1953 года стал директором Горного института без отрыва от собственной кафедры. При нём завершилось восстановление alma mater и Горного музея, были построены новые лаборатории металлургических печей, контроля и автоматизации, горных машин. Директором Дмитрий Антонович оставался всего 5 лет – до 1958 года. Деятельность Д. А. Казаковского, как заведующего кафедрой и профессора, связана с подготовкой и выпуском из Горного института около 1200 горных инженеров-маркшейдеров. Благодаря нему подготовлено и более 30 кандидатов наук. Его научные изыскания относятся к специальным вопросам сдвижения горных пород, методике маркшейдерского дела, геометризации и подсчёту запасов месторождения, учёту движения запасов, потерь, разубоживания, маркшейдерского контроля добычи, применение акустики в маркшейдерском деле. Награждён орденом Трудового Красного Знамени, двумя орденами «Знак почёта», медалями «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие», «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «В память 250-летия Ленинграда», трижды награждался Министерством угольной промышленности СССР значками отличника соревнования Наркомугля. Умер 28 марта 1973 года. Похоронен в Ленинграде. #архивыспб #ЦГАНТД ________________________________ 1. ЦГАНТД СПб. Ф. 112. Оп. 1. Д. 89. Л. 7. Портрет Д. А. Казаковского. 1967 г. 2. Там же. Д. 92. Л. 9. Выступление Д. А. Казаковского в Иркутске. 27 октября 1967 г. 3. Там же. Л. 11. Выступление Д. А. Казаковского в Иркутске. 27 октября 1967 г.
19.05.2024 в 10:44


Театр – это полотно искусства, сотканное из коллективного труда. В создании постановки участвуют не только актеры и режиссеры, но и гримеры, хореографы, декораторы и другие. Чаще всего они остаются за кулисами, хотя без них постановки выглядели бы совсем иначе, а то и вовсе не существовали в привычном виде. Сегодня мы расскажем о художественно-производственной мастерской Ленинградского государственного академического театра оперы и балета им. С.М. Кирова. Документы этой мастерской находятся на хранении в Центральном государственном архиве документов по личному составу ликвидированных государственных предприятий, учреждений, организаций Санкт-Петербурга (фонд Р-4968). История мастерских в Петербурге берет начало еще в дореволюционные годы. Именно тогда, в 1874 году, Александр II издал указ о создании художественных мастерских при дирекции Императорских театров. Работников, также, как и известных режиссеров и исполнителей, называли не иначе, как «артисты Императорских театров». Художественные мастерские располагались как при театре, так и за его пределами. Декорационный зал на улице Писарева, 20 был построен в 1900 году, предназначался для создания и хранения декораций. В 1917 году он стал относиться к Мариинскому театру. Раньше в декорационном зале работали художники, костюмеры, гримеры, маляры-декораторы, гладильщики, плотники, столяры, красильщики, сшивальщики, сапожники, вязальщики. В 1997 году художественно-производственные мастерские были ликвидированы. Документы мастерских хранились в Мариинском театре. А в 2022 году поступили на хранение в архив. 2003 год стал трагическим для здания декорационного зала. Оно сгорело, остался лишь фасад. Позже на этом месте, сохранив часть старой архитектуры, был воздвигнут концертный зал Мариинского театра. В стенах здания на улице Писарева создавались удивительные декорации и костюмы, над которыми работало множество талантливых людей. Их труды остались в памяти людей, старых декорациях и костюмах. Творческий подход ко всему виден даже в красивых и необычных обложках приказов по личному составу. #архивыспб #ЦГАЛС ________________________ 1. ЦГАЛС СПб. Фонд Р-4968. Оп. 1. Д. 62. Обложка. Приказы по личному составу за 1966 год. 2. ЦГАЛС СПб. Фонд Р-4968. Оп. 1. Д. 366. Обложка. Карточки уволенных сотрудников в 1997 году. 3. Фотография документов фонда Р-4968, автор Могутова А.И.
18.05.2024 в 10:30


День Балтийского флота Балтийский флот - старейший флот России. Началом истории флота принято считать 18 мая 1703 года, когда отряд русских кораблей под командованием Петра I в устье Невы захватил корабли шведского флота – бот «Гедан» и шняву «Астрильд». Это знаменательное событие неразрывно связало Балтийский флот с ключевыми событиями отечественной истории. Первые корабли будущего Балтийского флота были гребными, их начали строить в начале 1703 года на Новгородской и Псковской верфях, а первый парусный корабль для Балтийского флота был спущен на воду на Олонецкой верфи в августе 1703 года и получил имя «Штандарт». Наличие большого количества гребных судов было отличительной особенностью флота, так как они обладали превосходными маневренными характеристиками. В Северной войне 1700-1721 гг., при непосредственном участии Балтийского флота были взяты Выборг, Ревель (современный Таллин) и Рига. В дальнейшем Балтийский флот принимал живейшее участие в череде русско-шведских войн, в Семилетней и Крымской войнах. Последняя стала важнейшим испытанием для флота и его моряков, чьими усилиями для защиты с моря Кронштадта и Петербурга впервые в мире были применены минные заграждения, которые были установлены между цепочкой фортов, располагающихся вокруг Петербурга. Протяжённость минных заграждений составила более пятисот метров. С началом XX века Балтийский флот – активный участник всех значимых для страны событий: оборона Порт-Артура и Цусимское сражение в Русско-японской войне, Первая мировая, пожар революционных событий. Совершенно особое место в истории Балтийского флота заняла Великая Отечественная война. В годы войны корабли флота, включая линкоры «Октябрьская революция» и «Марат», вместе с частями Красной Армии сдерживали наступление фашистов на Ленинград, участвовали в Прибалтийской наступательной операции осени 1944 года, в Восточно-Прусской и Восточной-Померанской стратегических операциях. За годы войны свыше ста тысяч балтийцев были награждены орденами и медалями, 137 из них были удостоены звания Героя Советского Союза. В наши дни Балтийский флот активно пополняется новыми кораблями и видами вооружения, совершенствуется учебная база ВМФ. Новое поколение моряков-балтийцев хранит славные традиции своих предшественников, приумножая их достижения и подвиги. ​Желающие могут посетить виртуальную выставку, посвященную 320-летию Балтийского флота, по ссылке: https://spbarchives.ru/balt2023 #архивыспб #ЦГАКФФД ____________________________ ЦГАКФФФД СПб. Ар 103536 Линейный корабль «Октябрьская революция». Балтийское море, 1945 г. Автор съемки: Янов Н.П.
17.05.2024 в 08:15


Ледокол «Ермак» В этот день 17 (30) мая 1901 г. ледокол «Ермак» отправился в полярную экспедицию с целью исследовать «путь по северную сторону Новой Земли и одновременно произвести определение западного берега этого острова». Это было третье плавание ледокола в Северный Ледовитый океан. Первое состоялось в мае 1899 г., когда «Ермак» вышел из порта Ньюкасл (Великобритания) к о. Шпицберген. Во время плавания в тяжелых условиях Заполярья прошли проверку все машины и механизмы нового ледокола, некоторые детали и конструкции корабля потребовали доработки и судно вернулось обратно в порт. Оттуда в июне того же года ледокол вновь ушел в полярное плаванье, но из-за пробоины вынужден был вернуться в Англию для ремонта. Несмотря на то, что экипажем была проведена большая научная работа по изучению северных льдов, комиссия, созданная по разбору причин инцидента, по итогам плавания приняла решение о применении ледокола только в акватории Финского залива. В 1900 г. вице-адмирал С.О. Макаров добился разрешения на проведение третьей арктической экспедиции, однако в районе Новой Земли корабль был затерт во льдах и дрейфовал до начала августа. По итогам экспедиции 1901 г. министерство финансов распорядилось ограничить деятельность ледокола «Ермак» проводкой судов Балтийского моря и передать его в ведение Комитета по портовым делам. Именно министерство финансов Российской империи во главе с С.Ю. Витте в 1897 г. поддержало идею С.О. Макарова о строительстве крупного ледокола для обеспечения круглогодичной навигации в замерзающем на несколько месяцев порту Санкт-Петербурга и для летней работы в Северном Ледовитом океане. Постройка ледокола мощностью в 12 л. с. заводом Армстронга в Ньюкасле завершилась в феврале 1899 г. «Ермак» отличался от всех построенных до него ледоколов не только своими размерами, мощностью и числом винтов, но и формой корпуса, его конструкцией и прочностью, применением новых устройств, приспособлений и оборудования. Он по праву считается родоначальником арктических ледоколов. В начале марта 1899 г. ледокол «Ермак» выполнил свое первое задание – вызволил 11 пароходов затертых во льдах Балтийского моря и сопроводил их в Санкт-Петербургский порт. В фондах Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга сохранились документы о службе «Ермака» в качестве ледокола Санкт-Петербургского порта, ремонтах корабля и его подготовке к ежегодным навигациям. #архивыспб #ЦГИА _____________ 1. ЦГИА СПб. Ф. 1304. Оп. 1. Д. 1396. Л. 16. Об осмотре ледокола «Ермак» и обсуждении вопроса о переделках на нем. ¬ Из Акта комиссии для рассмотрения проекта Армстронга по переделке носовой части ледокола «Ермак» и дополнительного крепления остальных его частей. Ноябрь 1899 г. 2. Открытые источники. Спасение ледоколом «Ермак» броненосца «Генерал-адмирал Апраксин» в районе о. Гогланд. 1899 г. Фотография. 3. ЦГИА СПб. Ф. 1304. Оп. 1. Д. 2326. Л. I. Обложка дела Балтийского завода о переделках на ледоколе «Ермак». 25 июля 1914 г. – 3 сентября 1924 г. 4. ЦГИА СПб. Ф. 1304. Оп. 3. Д. 49. Л. 22. Уведомление начальника отдела торговых портов Главного управления торгового мореплавания и портов правлению Балтийского завода о неуплате заводу полной суммы за некачественно исполненные заводом ремонтные работы на ледоколе «Ермак». 5/6 апреля 1905 г. 5. ЦГИА СПб Ф. 1304. Оп. 1. Д. 2326. Л. 16. Ходатайство председателя Секции по металлу СНХСР в Коллегию по управлению Балтийским судостроительным заводом о включении в число заказов завода ремонт ледокола «Ермак». 7 октября 1919 г.
15.05.2024 в 08:15


Несказочная судьба советской Золушки Популярность и любовь зрителей разных поколений пришли к актрисе Янине Жеймо (1909–1987) благодаря фильму «Золушка». «Золушка», которая вышла на большой экран в 1947 году, стала последним фильмом в карьере актрисы. Янина Болеславовна родилась 29 мая в семье цирковых артистов, главой которой был отец — Жозеф-Болеслав Жеймо. Семья ездила со странствующим цирком по городам Урала и Сибири и выступала как «5–Жеймо–5». Но в 1912 году в Тобольске название цирковой семьи изменилось на «6–Жеймо–6», потому что на арену под номером «6» вышла маленькая Янина, ей было тогда 2 года 8 месяцев. Она шла и била в турецкий барабан. Именно 1912 год актриса считала началом своей трудовой деятельности. В 4 года она исполняла на арене сольный танец «ойра-ойра», а в 5 лет плясала на скачущей лошади. За 12 лет работы в цирке Янина была наездницей, воздушной гимнасткой, балериной, музыкальным эксцентриком. В 1925 году клоун Жорж привел Янину в кино-мастерскую «ФЭКС» (Фабрику эксцентрического актера) в Ленинграде, которую основали молодые кинематографисты Григорий Козинцев и Леонид Трауберг. В «ФЭКС» Жеймо училась до 1929 года. Одновременно с учебой начала сниматься в кино. «Моя внешность — структура лица, маленький рост — определила амплуа: всю жизнь я играла девчонок-подростков. Теперь я признаюсь: я всегда мечтала о роли женщины своего возраста. Тосковала по «Норе», «Пигмалиону», но была обречена на «вечную молодость» на экране. Когда я играла Золушку, мне было 37 лет, а героиня была ровесницей моей дочери», — говорила Янина Жеймо в интервью 1968 года. После «Золушки», перестав сниматься, Янина Жеймо увлеклась дубляжем. Она говорила, что была по-настоящему счастлива, занимаясь этой работой. Диапазон ее голоса и мастерство позволяли ей дублировать детей, девушек, взрослых женщин и даже старух. Ею было озвучено около 100 фильмов. В 1957 году Янина Болеславовна переехала в родной город своих родителей — Варшаву, но осталась гражданкой СССР. В Польше она начала писать воспоминания. «Советский Союз — моя Родина и воспоминания, которые я пишу, посвящены советскому искусству, людям, с которыми я встречалась и работала». Янина Жеймо отказывалась от новых ролей и встреч со зрителями, не позволяла себя фотографировать, потому что, по ее признанию, «хотела остаться в памяти зрителей маленькой, озорной и милой девчонкой». #архивыспб #ЦГАЛИ ______________________________________ 1. ЦГАЛИ СПб. Ф. 257. Оп. 19. Д. 179. Л. 7, 7об. Автобиография Я.Б.Жеймо. Автограф. 1947 г. 2. Там же. Ф. 622. Оп. 1. Д. 380. Л. 11. Репродукция фотографии 1912 года с изображением выступления «6–Жеймо–6». 1936 г. 3. Там же. Д. 30. Л. 18. Фотография Я.Б. Жеймо в роли модистки Терезы из фильма Г.М. Козинцева и Л.З. Трауберга «Новый Вавилон». 1929 г. 4. Там же. Ф. 257. Оп.19. Д. 179. Л. 49а. Фотография Я.Б. Жеймо. 1930-е гг. 5. Там же. Ф. 578. Оп. 1. Д. 539. Л. 4. Фотография Я.Б. Жеймо. 1956 г. 6. Там же. Ф. 257. Оп. 19. Д. 179. Л. 57. Характеристика Я.Б. Жеймо. 1947 г. 7. Там же. Ф. 622. Оп. 1. Д. 1153. Л. 1, 1об. Письмо Я.Б. Жеймо кинорежиссеру Г.М. Козинцеву. Автограф. Варшава. 1961 г.
14.05.2024 в 08:15


Кабинетный рояль Беккера и командир флота Представляем несколько страниц из довольно необычной переписки 1929 года. Командир Балтийского флота Ф.А. Ладьин обратился в Ленинградский обком ВКП(б) с просьбой закрепить за ним в бессрочное и бесплатное пользование кабинетный рояль фирмы Я. Беккера. Рояль вместе с остатками другой мебели достался моряку в 1918 году, когда его семье была предоставлена одна из пустующих квартир. А через 10 лет финансовый инспектор признал музыкальный инструмент бесхозным и потребовал за него плату. Президиум Ленсовета встал на сторону финансистов, несколько снизив сумму и предоставив рассрочку. В публикуемых документах отражены те стороны повседневной жизни горожан, которые слабо отражены в исторической литературе, прежде всего, необходимость официального оформления конфискации «бесхозного» имущества в 1917 и последующие годы – в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга сохранилось довольного много таких «мебельных дел». Интересна и сумма «основной» зарплаты красного командира – всего 80 рублей. Остается добавить, что уже немолодой Федор Андреевич Ладьин в звании капитана II ранга участвовал в Великой Отечественной войне и получил немало наград. #архивыспб #ЦГА __________________________________ ЦГА СПб. Ф. 1000. Оп. 13. Д. 104. Л.35, 38, 45. Заявление Ф.И. Ладьина в Ленинградский обком ВКП(б) о закреплении за ним рояля; выписка из протокола заседания Президиума Совета Центрального городского района с поддержкой просьбы Ладьина; письмо секретариата Президиума Ленсовета о снижении платы и предоставлении рассрочки. 21 февраля, 7 марта, 15 апреля 1929 г.
13.05.2024 в 08:15


Россия до конца первой четверти XX века придерживалась устоявшихся норм погребения, основанных на христианских догматах о посмертном воскрешении, требовавших максимально возможного сохранения тела усопшего. Безграничные земельные ресурсы страны, в целом, не препятствовали продолжению этой традиции. Иное дело крупные города – Петербург, Москва, Киев, Харьков и т.д. Рост городских кладбищ не мог быть бесконечным. К тому же, в Петербурге, например, высокий уровень грунтовых вод препятствовал ходу естественных процессов, что приводило многие столичные дореволюционные кладбища в антисанитарное состояние. Новая большевистская власть, сделавшая борьбу с искоренением православного христианства одной из основополагающих доктрин, не могла обойти стороной и обрядовость. Отобрав у церкви право учёта гражданского состояния, поставив вне закона венчание и крещение, большевики повели борьбу и с традициями прощания. Началось внедрение в массовое сознание идеи огненного погребения. Однако традиции были сильнее, да и технических и экономических возможностей осуществить задуманное в годы первых советских десятилетий не нашлось. Три месяца проработал первый крематорий в Петрограде (1921 год), в 1927 году открылся первый и до войны единственный крематорий в Москве. События блокады, казалось бы, разрушили вековые традиции – десятки тысяч тел скончавшихся от голода ленинградцев прошли через печи кирпичного завода № 1 в будущем Парке Победы. Однако, и в 50-е, и в 60-е годы ситуация с погребением в Ленинграде не поменялась. Ленинградский крематорий открылся только в 1973 году, оставаясь единственным учреждением подобного рода во всем северо-западном регионе России… В 2023 году вышла в свет книга «50 лет крематорию Ленинграда – Санкт-Петербурга». При работе над изданием были широко использованы материалы из фондов Центрального государственного архива научно-технической документации Санкт-Петербурга. В частности подготовленная в 1948 году диссертация аспиранта Ленинградского инженерно-строительного института архитектора Г. Д. Платонова «Крематорий и его архитектура». Труд этот ценен, в том числе, и своей исторической частью, повествующей как об истории огненного погребения, так и обо всех довоенных проектах СССР. #архивыспб #ЦГАНТД _____________________________________ 1. Обложка книги «50 лет крематорию Ленинграда – Санкт-Петербурга». 2. ЦГАНТД СПб. Ф. 17. Оп. 2-3. Д. 44. Л. 1А. Титульный лист диссертации Г. Д. Платонова. 3. Там же. Л. 1Б – 1Д. Оглавление диссертации Г. Д. Платонова.
11.05.2024 в 10:35


Чтение вслух в домашнем кругу когда-то было одним из самых популярных видов досуга. Семейное чтение было своеобразным мостиком между поколениями. В русских семьях существовала традиция собираться вместе, читать друг другу книги вслух, обмениваться мнениями о прочитанном. В дворянских семьях XIX века чтению уделялось большое внимание. Крепкая, дружная семья, в то время служила главной ценностью общества и формировалась она благодаря обращению к книге. Домашние библиотеки собирали всей семьей, обсуждая необходимость каждого нового приобретения. Старшие члены семьи обращали внимание младших на книги, которые запомнились и полюбились им в детские и юношеские годы, и часто эти любимые книги хранили в домашних библиотеках. Владельческие записи на книгах говорят о том, что они передавались по наследству не только в дворянских семьях, но и семьях других сословий. После революции роль художественной литературы в формировании мировоззрения лишь усилилась, и чтение вслух в кругу семьи продолжало оставаться распространенным явлением. Открывались семейные библиотеки, при них действовали «курсы молодой семьи» и «родительские университеты», в которых знакомили посетителей с литературой, рекомендуемой для чтения в семье. Традиция делиться впечатлением от прочитанного, долгое время оставался важной составной частью семейного общения. Семейное чтение в современном обществе считается архаическим атрибутом. Но тенденция уважительного отношения к чтению и книгам сохранилась. Можно сказать, что семейное чтение существует и сегодня, но в упрощенной форме: зачастую это чтение вслух родителями своим детям. И это, несомненно, способствует укреплению внутрисемейных связей. #архивыспб #ЦГАКФФД _________________________________________ 1. Член Государственной Думы 3-го созыва П.Н. Милюков, его жена Анна Сергеевна и дочь Наташа за чтением газет в домашней библиотеке. . Санкт-Петербург. Фотография ателье Буллы. ЦГАКФФД СПб. Е 8521
10.05.2024 в 10:30


Как в Санкт-Петербурге проходили выборы в I Государственную Думу Ровно сто лет назад, 27 апреля (10 мая по новому стилю) 1906 г. начала работу I Государственная Дума – первый в истории России постоянный законодательный орган, избиравшийся (хоть и не напрямую) населением страны. Ее созыв был инициирован манифестом императора Николая II от 6 августа 1905 г. под давлением революционных событий Первой русской революции 1905 года. Однако фактически она провела всего одну сессию, просуществовав 72 дня – до 9 (22) июля 1906 г., когда была распущена манифестом того же Николая II. Выборы в Государственную Думу были многоступенчатыми: избиратели, разделенные на четыре курии (уездных землевладельцев, городских избирателей, уполномоченных от волостей и от рабочих), сначала на своих съездах избирали выборщиков, которые затем уже выбирали членов Государственной Думы. Для контроля за организацией выборов в Санкт-Петербурге и столичной губернии в сентябре 1905 г. была образована Санкт-Петербургская губернская по делам о выборах в Государственную Думу комиссия под руководством председателя Санкт-Петербургского окружного суда Ф.Ф. Паркау. Первый этап выборов проходил в феврале-марте 1906 г. В итоге, на избирательных собраниях по куриям был избран 71 выборщик, которые 14 апреля 1906 г. избрали членов Государственной Думы. Ниже представлены некоторые документы из фондов Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга о выборах в I Государственную Думу. Они дают представление об организации процедуры выборов, составлении списков выборщиков, проведении агитационной кампании. #архивыспб #ЦГИА _______________________________________ 1. ЦГИА СПб. Ф. 536. Оп. 21. Д. 331. Л. 24-24 об. Высочайший манифест о созыве Государственной Думы. 6 августа 1905 г. 2. Там же. Ф. 513. Оп. 19. Д. 340. Л. 3 об.-4. Объявление Санкт-Петербургской городской управы об организации выборов и местонахождении избирательных участков. Февраль 1906 г. 3. Там же. Ф. 263. Оп. 1. Д. 1434. Ч. 1. Л. 249. Расписание дней голосований для избрания выборщиков от Санкт-Петербургской губернии. 1 марта 1906 г. 4. Там же. Ф. 263. Оп. 1. Д. 1434. Ч. 2. Л. 467. Список выборщиков по Санкт-Петербургской губернии. 22 марта 1906 г. 5. Там же. Ф. 263. Оп. 1. Д. 139. Л. 142. Избирательный бюллетень партии кадетов. 1906 г. 6. Там же. Ф. 263. Оп. 1. Д. 139. Л. 140. Агитационный список выборщиков от партии октябристов. 1906 г. 7. Там же. Ф. 965. Оп. 2. Д. 165. Л. 3. Листовка РСДРП с призывом к бойкоту выборов в Государственную Думу. 1906 г. 8. Там же. Ф. 2047. Оп. 2. Д. 23. Л. 1. Обращение рабочих-депутатов I Государственной Думы «Ко всем рабочим России». 18 мая 1906 г. 9. Там же. Ф. 536. Оп. 21. Д. 357. Л. 2. Высочайший манифест о роспуске I Государственной Думы. 9 июля 1906 г.
08.05.2024 в 08:15


Об открытом конкурсе проектов монумента героическим защитникам Ленинграда «Предлагайте, товарищи!» — именно с таким призывом в августе 1963 года обратилась «Ленинградская правда» к своим читателям, призывая всех желающих прислать свои проекты и высказаться о том, каким образом должен быть увековечен подвиг защитников Ленинграда. Просьба была озвучена в правильное время — эпоха оттепели способствовала свободной дискуссии, но никто не мог и предположить, что предложением «высказаться» воспользуется такое количество советских граждан. В редакцию газеты «Ленинградская правда» и в Дом архитектора были направлены тысячи писем — в каждом втором было признание «я рисовать красиво не умею» и почти в каждом — «я был в Ленинграде в блокаду». Сейчас о масштабах этой дискуссии можно судить по сохранившимся в Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга в фонде Ленинградского отделения Союза архитекторов СССР документам — письма, отклики на проектирование и установку монумента героическим защитникам Ленинграда собраны в 33 делах общим объёмом более 5200 листов! Накануне Дня Победы публикуем некоторые из этих проектов, а также одно из самых трогательных писем, отправленное артистом оркестра Театра оперы и балета им. С.М. Кирова с просьбой включить его в число чернорабочих для помощи при закладке фундамента будущего памятника. Больше писем и проектов монумента защитникам Ленинграда планируется представить на выставке архива под рабочим названием «Эпоха. Идея. Памятник», посвящённой 80-летию Победы в 2025 году. #архивыспб #ЦГАЛИ ____________________________ 1. ЦГАЛИ СПб. Ф. 341. Оп. 6. Д. 13. Л. 126, 127об. Письмо артиста оркестра Театра оперы и балета им. С.М. Кирова. Апрель 1964 г. Рукописный подлинник. 2. Там же. Д. 3. Л. 80. Б.Ш. Проект монумента героическим защитникам Ленинграда с панорамой и ведущими к ней 945 ступенями. 1963-1964 гг. Рукописный подлинник. Публикуется впервые. 3. Там же. Д. 33. Л. 64. Орлов В., рабочий Кировского завода. Проект монумента героическим защитникам Ленинграда под девизом «Помните все!» (фашистская машина разбивается о «город-надолб»). 1963 г. Бумага, цветной и графитный карандаши. Публикуется впервые. 4. Там же. Д. 13. Л. 96. Назаров В., Ширков. Проект монумента героическим защитникам Ленинграда под названием «Человек, душащий обвившего его змея». 1963-1964 гг. Бумага, графитный карандаш, акварель. 5. Там же. Д. 33. Л. 182. Казарин С.Д. Проект монумента героическим защитникам Ленинграда. Сентябрь 1963 г. Бумага, цветной и графитный карандаши. Публикуется впервые. 6. Там же. Д. 33. Л. 187. Тикерт Б.П. Проект триумфальной арки героическим защитникам Ленинграда. 10 января 1967 г. Бумага, графитный карандаш. Публикуется впервые. 7. Там же. Д. 33. Л. 89. Матвеев Л.П. Фотокопия макета монумента героическим защитникам Ленинграда. Август 1964 г. Публикуется впервые. 8. Там же. Д. 33. Л. 211. Шерстнев М.Е. Фотокопия макета монумента павшим героями при защите города Ленинграда. 30 сентября 1963 г. Публикуется впервые.
07.05.2024 в 08:15


Москвичи на Дороге жизни Одна из главных проблем блокадного Ленинграда - острая нехватка квалифицированных кадров. Фронт, эвакуация, голодная смерть резко сократили численность специалистов, которыми славился город на Неве. И поэтому, когда встал вопрос об организации массовой эвакуации по ледовой дороге, его решение во многом зависело от помощи других регионов страны. На совещании у заместителя председателя Совета Народных Комиссаров А.Н. Косыгина 17 января 1942 года было решено, что в Ленинград направляются не только автобусы и грузовые автомашины, но и обслуживающий персонал – шоферы, механики, в том числе из Москвы. В апреле 1942 года бойцам и командирам Московской автобусной экспедиции за ударный труд были вручены правительственные награды - ордена Красной Звезды и медали «За боевые заслуги». А 5 мая 1944 года Ленгорисполком принял решение о награждении участников экспедиции, которые помогали эвакуировать людей из осажденного города, медалью «За оборону Ленинграда». #архивыспб #ЦГА _____________________________ ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп. 38. Д. 1а. Л.71–72. Ходатайство руководства Московской автобусной экспедиции в Ленгорисполком о награждении её участников медалью «За оборону Ленинграда», список бойцов и командиров экспедиции. 29 июня 1943 г.
06.05.2024 в 08:15


Государственный оптический институт и заводские лаборатории Интенсивное промышленное развитие Советского Союза в годы первых пятилетних планов стимулировало устремления партии большевиков к повышению производительности труда и эффективному использованию доступных ресурсов. Для выполнения этой цели в 1932 году большевистское правительство взяло курс на усиление работы существующих лабораторий заводов и фабрик, а также на их дальнейшее проектирование в рамках строительства индустриальных «гигантов». Развитие фабрично-заводских лабораторий было важно для руководителей советской индустрии, поскольку они позволяли выверенно использовать сырьё, экспериментально проверять нововведения на производстве, улучшать уже имеющиеся способы производства и создавать совершенно новые. Научное руководство лабораториями нередко осуществляли специализированные академические учреждения, например, Государственный оптический институт (ГОИ) в Ленинграде. В Центральном государственном архиве научно-технической документации Санкт-Петербурга отложились пятитомные стенограммы конференции заводских лабораторий 9-го Главного управления Народного комиссариата оборонной промышленности (НКОП) и ГОИ. Конференция состоялась в декабре 1937 года, на ней специалисты в области оптической физики и работники промышленных предприятий обсуждали вопросы оптического стекла, гражданского приборостроения и обороны страны. Интересно, что конференцию открыл будущий президент Академии наук Сергей Иванович Вавилов, тогда являвшийся научным руководителем Государственного оптического института. В своём докладе, посвящённом формам связи крупного научного учреждения и лабораторий заводов НКОП, учёный проанализировал безусловные достижения и определённые недостатки в работе предыдущих лет. Дополнительно он с другими участниками конференции наметил план конкретных преобразований, чтобы улучшить оптико-механическую промышленность СССР в ближайшем будущем. #архивыспб #ЦГАНТД _____________________ ЦГАНТД СПб. Ф. 169. Оп. 1-3. Д. 388. Л. 215-220. Резолюция конференции работников Государственного оптического института и заводских лабораторий оптико-механической промышленности по докладу академика С. И. Вавилова о формах связи ГОИ и заводских лабораторий по научно-исследовательской работе. 20 декабря 1937 г.

Главное
Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю