В музее представлены два выставочных проекта: «Вокруг нас» Ирины и Юрия Грецких, и ретроспективная выставка выдающегося художника советской эпохи — Лидии Тимошенко.
В экспозиции, посвященной 120-летию со дня рождения мастера, показано более 200 работ - как живописные полотна, так и произведения станковой и печатной графики, демонстрирующие не только разные периоды искусства художника с середины 20-х до конца 60-х годов прошлого века, но и раскрывает перед нами яркого, искреннего человека, автора незаурядного дарования, с неповторимой творческой индивидуальностью.
Главной темой искусства Тимошенко 1930-х годов стала тема детства и юношества, раскрывающая в полной мере концепцию советского романтизма. Пленительную серию картин, воспевающих молодость, можно считать одной из вершин творчества Лидии Тимошенко. Художник с большой чуткостью и материнским вниманием наблюдает за детьми и подростками, беззаботно отдыхающими, купающимися, играющими, танцующими, увлеченно занимающимися своими делами. Детские образы Тимошенко правдивы и естественны, лучезарны и светлы. Они пребывают в полной гармонии с природой, ладно и дружно живут друг с другом. Простые обыденные мотивы у Лидии Яковлевны превращаются в поэтические оды радости.
Драматические события личной жизни, трагедия войны, тяжелейшие годы, проведенные в эвакуации в Сибири и Средней Азии, не могли не сказаться на мировоззрении, и, как следствие, на искусстве Лидии Тимошенко. Кажется, что ощущение легкости бытия, звучащее так ярко и звонко в ее творчестве 30-х годов, совершенно ускользает из ее искусства в послевоенные годы. Усиливается драматизм, нарастает напряжение, а прежнее безудержное ликование души сменяется вдумчивой, меланхолической созерцательностью. Решительно изменяется репертуар мотивов и тем. В период 40-х – 60-х годов одним из основных жанров Лидии Тимошенко становится портрет. Художник пишет целую серию живописных портретов современников, дорогих для нее людей, выполненных с удивительной психологической проникновенностью.
Особое место в творчестве Лидии Тимошенко занимает пейзаж. Уже в ранних молчаливых, безлюдных картинах проявляется зачарованность художника природой. В работах конца 50-х годов все чаще фигурирует мотив бескрайней равнины и уходящей вдаль дороги. В этих обобщенных живописных видах природы есть нечто величавое, бесконечное, несуетное, философское.
В 50-е годы Лидия Тимошенко обращается к теме труда и создает целый ряд образов, которые воплощают в себе идеал человека-созидателя. Художник пишет внутреннее пространство фабричного цеха, работниц крупным планом, в их типичных, незамысловатых движениях. В торжестве простоты и безыскусственности бьется пульс самой жизни.
Графические листы Лидии Яковлевны 1930-х годов, выполненные тушью, поражают умением художника одним росчерком пера, порой всего несколькими скорыми линиями очень точно и ясно передать характер моделей, ухватить главное — будь то детская непосредственность и неусидчивость, окрыленная романтическая юность или обретенная с годами спокойная мудрость.
На протяжении двадцати лет (1951–1958, 1960–1967) Тимошенко работает над масштабным проектом — созданием цикла иллюстраций к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Работа, в которую она вложила всю свою душу, стала еще одной вершиной творчества мастера. Сделанные со знанием эпохи, с глубоким прочтением литературного материала, иллюстрации Тимошенко — пожалуй, самая лучшая художественная интерпретация текста Пушкина.
Выставка в Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков, раскрывающая в полной мере творческие поиски Лидии Тимошенко с самых первых шагов в искусстве до произведений последних лет, — это светлое и очень мудрое послание о жизни.
Вокруг нас
Ирина и Юрий Грецкие — удивительный творческий супружеский союз, скрепленный единой художественной и мировоззренческой идеей. Грецкие — это одна судьба на двоих, одна река жизни, один дух, одно целое. Они живут вместе и творят в одной мастерской на протяжении многих лет, и все их работы, созданные в соавторстве, всегда подписаны двумя именами с одной фамилией. Подобные свидетельства осуществления единой жизни — самые дорогие и ценные.
Тема бесконечности и вечности — основа художественного мировоззрения Грецких. В своих работах необычным образом они сочетают мир «дольний», земной, с миром «горним», небесным. Кажется, мастера интуитивно уловили, что неисчислимая и неизреченная Истина превышает всякую способность человеческого понимания, что все Божественное познается только путем сопричастности. Поэтому символы, указывающие на границу соединения двух миров — видимого и невидимого, становятся одним из важнейших выразительных средств их творчества.
Оттолкнувшись от художественных традиций авангарда — кубизма, фовизма, супрематизма, Ирина и Юрий Грецкие выработали свой изобразительный язык, который можно назвать геометрическим символизмом. Концепция их искусства, заключающаяся в передаче идеи пути от земного мира к безграничности космоса, получила меткое определение «трансмизм», что означает «движение в запредельное». В работах Грецких никогда не бывает замкнутых пространств. В композициях, выстроенных с пронзительной геометрической ясностью, все подчинено идее движения, устремлено в какие-то безграничные дали, все плывет, качается, ускользает. Грецкие всегда изображают то, что их окружает. Но мир в их работах, как правило, представлен через взгляд сверху. Словно они поднимаются над землей и откуда-то из космических высот охватывают панорамным зрением все пространство вокруг.
Идея бесконечности времени и беспредельности пространства находит свое яркое воплощение в пейзажах Ирины и Юрия Грецких. Основные мотивы пейзажей Грецких — реки и дороги, как символы течения времени. Причудливые извивы рек с отражающимися в них небесами, стремительные линий дорог и тоннелей, ведущих к свету, образуют модель мироздания, не имеющего границ.
Образ лодки обретает в их произведениях архетипический смысл. Невольно отсылающий нас к преданию о библейском ковчеге, этот образ несет в себе идею жизненного пути человека, идею спасения через духовное преображение. Монументальную композицию из дерева «Радуга в лодке» можно назвать ключевым и композиционным центром выставки. Лодка-ладья с отразившейся в ней радугой — не только символ пути, но и знак проявления Божественной милости к человеку.
В немногословных деревенских пейзажах с вереницами изб, дотягивающихся острыми треугольниками крыш до самых небес, границы закрытых помещений размыкаются, и крошечный уголок мира деревни соединяется с безбрежностью, единичное становится частью необъятного.
Задумываясь над человеческими судьбами в масштабах мира, Грецкие обращаются к жанру портрета. Как и в пейзажах, в портретах-образах, созданных художниками, сопрягаются реальность и метафора. Изображенные модели представлены очень схематично, без какой-либо конкретизации. Даже лица порой никак не проработаны. Но приметы визуального сходства прекрасно угадываются по тонко подмеченным характерным чертам того или иного человека.
В творчестве Грецких органично соседствуют достоверная предметность и ассоциация. Раскрашенные в яркие цвета объекты — поленья, табуретки, срезы стволов, пеньки, бутылки; объемные предметы, входящие в живописный контекст произведений, — преображаются, предстают в иной содержательно-пластической ипостаси. Как говорят художники, «это уже не просто предметы, — это сама жизнь, судьбы людей». В их формах и ритме линий они пытаются разгадать величайшую загадку сотворения мира, ибо любая вещь имеет свою точку соприкосновения с Божественной энергией.