Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

16+

Выставки: Лидия Тимошенко "Юность эпохи", Юрий и Ирина Грецкие "Вокруг нас"

1139

Страница создана 25.07.2023 и обновлена 22.08.2023

Повысить аудиторию мероприятия
Когда
с 23 августа 2023 г. 14:00
по 10 сентября 2023 г. 12:00
мероприятие прошло
Место +7 (981) 983-84-21 Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков
СПб, наб. канала Грибоедова, д. 103 на карте
  Адмиралтейская (1.4 км построить маршрут до метро)
  Невский проспект (1.8 км пройти от метро)
  Гостиный двор (2.1 км)

Адмиралтейский район
Цена, Р 100-250100
Сайт https://mispxx-xxi.ru
Теги до 250 рубтематические выставкибилеты без очередиперсональные выставкихудожественные выставкиретроспективаживописьграфикавременные выставкиискусство
Возрастной рейтинг 6+

Мероприятия в Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков

30 мая 2024 16:00Арт-терапия в МИСП: занятие "Путь героя"
Большинство мифов, сказок или киносценариев имеют общую сюжетную структуру &mdash...

400 Руб.
30 мая 2024 18:00Обзорная экскурсия по текущим выставкам музея искусства
В ходе обзорной экскурсии зрители увидят три персональные выставки: «Страсти...

350 Руб.


Внести изменения Внести изменения
 

В музее представлены два выставочных проекта: «Вокруг нас» Ирины и Юрия Грецких, и ретроспективная выставка выдающегося художника советской эпохи — Лидии Тимошенко.

В экспозиции, посвященной 120-летию со дня рождения мастера, показано более 200 работ - как живописные полотна, так и произведения станковой и печатной графики, демонстрирующие не только разные периоды искусства художника с середины 20-х до конца 60-х годов прошлого века, но и раскрывает перед нами яркого, искреннего человека, автора незаурядного дарования, с неповторимой творческой индивидуальностью.

Главной темой искусства Тимошенко 1930-х годов стала тема детства и юношества, раскрывающая в полной мере концепцию советского романтизма. Пленительную серию картин, воспевающих молодость, можно считать одной из вершин творчества Лидии Тимошенко. Художник с большой чуткостью и материнским вниманием наблюдает за детьми и подростками, беззаботно отдыхающими, купающимися, играющими, танцующими, увлеченно занимающимися своими делами. Детские образы Тимошенко правдивы и естественны, лучезарны и светлы. Они пребывают в полной гармонии с природой, ладно и дружно живут друг с другом. Простые обыденные мотивы у Лидии Яковлевны превращаются в поэтические оды радости.

Драматические события личной жизни, трагедия войны, тяжелейшие годы, проведенные в эвакуации в Сибири и Средней Азии, не могли не сказаться на мировоззрении, и, как следствие, на искусстве Лидии Тимошенко. Кажется, что ощущение легкости бытия, звучащее так ярко и звонко в ее творчестве 30-х годов, совершенно ускользает из ее искусства в послевоенные годы. Усиливается драматизм, нарастает напряжение, а прежнее безудержное ликование души сменяется вдумчивой, меланхолической созерцательностью. Решительно изменяется репертуар мотивов и тем. В период 40-х – 60-х годов одним из основных жанров Лидии Тимошенко становится портрет. Художник пишет целую серию живописных портретов современников, дорогих для нее людей, выполненных с удивительной психологической проникновенностью.

Особое место в творчестве Лидии Тимошенко занимает пейзаж. Уже в ранних молчаливых, безлюдных картинах проявляется зачарованность художника природой. В работах конца 50-х годов все чаще фигурирует мотив бескрайней равнины и уходящей вдаль дороги. В этих обобщенных живописных видах природы есть нечто величавое, бесконечное, несуетное, философское.

В 50-е годы Лидия Тимошенко обращается к теме труда и создает целый ряд образов, которые воплощают в себе идеал человека-созидателя. Художник пишет внутреннее пространство фабричного цеха, работниц крупным планом, в их типичных, незамысловатых движениях. В торжестве простоты и безыскусственности бьется пульс самой жизни.

Графические листы Лидии Яковлевны 1930-х годов, выполненные тушью, поражают умением художника одним росчерком пера, порой всего несколькими скорыми линиями очень точно и ясно передать характер моделей, ухватить главное — будь то детская непосредственность и неусидчивость, окрыленная романтическая юность или обретенная с годами спокойная мудрость.

На протяжении двадцати лет (1951–1958, 1960–1967) Тимошенко работает над масштабным проектом — созданием цикла иллюстраций к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Работа, в которую она вложила всю свою душу, стала еще одной вершиной творчества мастера. Сделанные со знанием эпохи, с глубоким прочтением литературного материала, иллюстрации Тимошенко — пожалуй, самая лучшая художественная интерпретация текста Пушкина.

Выставка в Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков, раскрывающая в полной мере творческие поиски Лидии Тимошенко с самых первых шагов в искусстве до произведений последних лет, — это светлое и очень мудрое послание о жизни.

Вокруг нас
Ирина и Юрий Грецкие — удивительный творческий супружеский союз, скрепленный единой художественной и мировоззренческой идеей. Грецкие — это одна судьба на двоих, одна река жизни, один дух, одно целое. Они живут вместе и творят в одной мастерской на протяжении многих лет, и все их работы, созданные в соавторстве, всегда подписаны двумя именами с одной фамилией. Подобные свидетельства осуществления единой жизни — самые дорогие и ценные.

Тема бесконечности и вечности — основа художественного мировоззрения Грецких. В своих работах необычным образом они сочетают мир «дольний», земной, с миром «горним», небесным. Кажется, мастера интуитивно уловили, что неисчислимая и неизреченная Истина превышает всякую способность человеческого понимания, что все Божественное познается только путем сопричастности. Поэтому символы, указывающие на границу соединения двух миров — видимого и невидимого, становятся одним из важнейших выразительных средств их творчества.

Оттолкнувшись от художественных традиций авангарда — кубизма, фовизма, супрематизма, Ирина и Юрий Грецкие выработали свой изобразительный язык, который можно назвать геометрическим символизмом. Концепция их искусства, заключающаяся в передаче идеи пути от земного мира к безграничности космоса, получила меткое определение «трансмизм», что означает «движение в запредельное». В работах Грецких никогда не бывает замкнутых пространств. В композициях, выстроенных с пронзительной геометрической ясностью, все подчинено идее движения, устремлено в какие-то безграничные дали, все плывет, качается, ускользает. Грецкие всегда изображают то, что их окружает. Но мир в их работах, как правило, представлен через взгляд сверху. Словно они поднимаются над землей и откуда-то из космических высот охватывают панорамным зрением все пространство вокруг.

Идея бесконечности времени и беспредельности пространства находит свое яркое воплощение в пейзажах Ирины и Юрия Грецких. Основные мотивы пейзажей Грецких — реки и дороги, как символы течения времени. Причудливые извивы рек с отражающимися в них небесами, стремительные линий дорог и тоннелей, ведущих к свету, образуют модель мироздания, не имеющего границ.

Образ лодки обретает в их произведениях архетипический смысл. Невольно отсылающий нас к преданию о библейском ковчеге, этот образ несет в себе идею жизненного пути человека, идею спасения через духовное преображение. Монументальную композицию из дерева «Радуга в лодке» можно назвать ключевым и композиционным центром выставки. Лодка-ладья с отразившейся в ней радугой — не только символ пути, но и знак проявления Божественной милости к человеку.

В немногословных деревенских пейзажах с вереницами изб, дотягивающихся острыми треугольниками крыш до самых небес, границы закрытых помещений размыкаются, и крошечный уголок мира деревни соединяется с безбрежностью, единичное становится частью необъятного.

Задумываясь над человеческими судьбами в масштабах мира, Грецкие обращаются к жанру портрета. Как и в пейзажах, в портретах-образах, созданных художниками, сопрягаются реальность и метафора. Изображенные модели представлены очень схематично, без какой-либо конкретизации. Даже лица порой никак не проработаны. Но приметы визуального сходства прекрасно угадываются по тонко подмеченным характерным чертам того или иного человека.

В творчестве Грецких органично соседствуют достоверная предметность и ассоциация. Раскрашенные в яркие цвета объекты — поленья, табуретки, срезы стволов, пеньки, бутылки; объемные предметы, входящие в живописный контекст произведений, — преображаются, предстают в иной содержательно-пластической ипостаси. Как говорят художники, «это уже не просто предметы, — это сама жизнь, судьбы людей». В их формах и ритме линий они пытаются разгадать величайшую загадку сотворения мира, ибо любая вещь имеет свою точку соприкосновения с Божественной энергией.

.Читать полностью

 

Как добраться

Маршрут
Рекомендованы для посещения Петербургом2
Музей Домик Петра IМузей Домик Петра IРадоновые озера: Петербургские мальдивыРадоновые озера: Петербургские мальдивыКультурный квартал БрусницынКультурный квартал БрусницынГосударственный Эрмитаж: Зимний дворец Петра IГосударственный Эрмитаж: Зимний дворец Петра I Ленинградский зоопарк Ленинградский зоопарк
Отзывы о событии Выставки: Лидия Тимошенко "Юность эпохи", Юрий и Ирина Грецкие "Вокруг нас"Пожаловаться
0
Оценить событие   

Комментарии посетителей о событии

Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте
Ваше имя
 
Раиса 21 февраля 2019 г. 20:19
Красивый музей, всегда разные экспозиции, мне очень понравилось
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Главное
Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю