В музее представлены два выставочных проекта, посвященные творчеству живописца, графика, поэта Владимир Яшке (1948-2018) «Небо, шляпка, девушка» и выдающегося художника советской эпохи -Лидии Тимошенко (1903- 1976) «Юность эпохи».
Владимир Яшке - легендарная фигура петербургского андеграунда 1980–1990-х годов. Его эксперименты с цветом и формой в пост-импрессионистическом духе свидетельствуют о вечном творческом поиске и демонстрируют глубину и многогранность таланта. С 1985 года Яшке был членом группы «Митьки», но через некоторое время отдалился от нее и продолжил собственное творческое «плавание». Художнику было тесно в рамках групп и каких-либо направлений.
Художник жил в романтическом мире, населенном произведениями важных для него классиков – Дюрера и Рембрандта, Риверы и Фаворского, – и обращался за вдохновением к высоким темам Возрождения, впитывая творчество Данте, Петрарки, Сервантеса. В результате Яшке создал свое собственное «Возрождение» – в контексте родной культуры.
Его искусство пронизано любовью и человечностью, работы художника излучают необузданный, искрящийся оптимизм. Этот оптимизм – глубинная радость жизни, свойственная самому автору, со всеми ее счастливыми моментами, невзгодами и трудностями. Такая жизнь невозможна без вдохновения и музы. Муза Яшке не всегда была персонифицирована, ее прообразом служили разные женщины, а в 1990-е годы она преобразилась в красотку – Зинаиду Морковкину, которая в дальнейшем появлялась во многих творческих проявлениях художника. Женские образы Владимира Яшке — это калейдоскоп страстей и яркой красоты, любви и поклонения.
Яшке с детства был пленен романтическими историями о дальних странствиях и море. Воплощением его мечты о загадочных странам, омываемых океанами, стал Крым и особым центром притяжения – Севастополь. Крымские пейзажи погружают зрителя в мир, где реальность переплетается с фантазией, где южный городок, «карабкающийся» по горам, становится сказочным Зурбаганом, а выжженная степь – пристанищем кочевников-цыган.
Особое место в творчестве Яшке занимает Петербург, ставший обителью его души. Рожденные воображением художника образы города, то приземленные, то театрально-нарядные, являются отражением удивительного, разнообразного мира, окружавшего мастера, населенного то бесшабашными бродягами-собутыльниками от богемы, то прекрасными девами, возвышенными художниками и поэтами.
В этот же красочный живописный «праздник жизни» вплетаются натюрморты, портреты, жанровые сцены и фантазийные видения художника.
На выставке представлены более 60 живописных работ Яшке из ГРМ и многочисленных частных коллекций.
В экспозиции, посвященной 120-летию со дня рождения мастера, представлено более 200 работ - как живописные полотна, так и произведения станковой и печатной графики, демонстрирующие не только разные периоды искусства художника с середины 20-х до конца 60-х годов прошлого века, но и раскрывает перед нами яркого, искреннего человека, автора незаурядного дарования, с неповторимой творческой индивидуальностью.
Главной темой искусства Лидии Тимошенко 1930-х годов стала тема детства и юношества, раскрывающая в полной мере концепцию советского романтизма. Пленительную серию картин, воспевающих молодость, можно считать одной из вершин творчества Лидии Тимошенко. Художник с большой чуткостью и материнским вниманием наблюдает за детьми и подростками, беззаботно отдыхающими, купающимися, играющими, танцующими, увлеченно занимающимися своими делами. Детские образы Тимошенко правдивы и естественны, лучезарны и светлы. Они пребывают в полной гармонии с природой, ладно и дружно живут друг с другом. Простые обыденные мотивы у Лидии Яковлевны превращаются в поэтические оды радости.
Драматические события личной жизни, трагедия войны, тяжелейшие годы, проведенные в эвакуации в Сибири и Средней Азии, не могли не сказаться на мировоззрении, и, как следствие, на искусстве Лидии Тимошенко. Кажется, что ощущение легкости бытия, звучащее так ярко и звонко в ее творчестве 30-х годов, совершенно ускользает из ее искусства в послевоенные годы. Усиливается драматизм, нарастает напряжение, а прежнее безудержное ликование души сменяется вдумчивой, меланхолической созерцательностью. Решительно изменяется репертуар мотивов и тем. В период 40-х – 60-х годов одним из основных жанров Лидии Тимошенко становится портрет. Художник пишет целую серию живописных портретов современников, дорогих для нее людей, выполненных с удивительной психологической проникновенностью.
Особое место в творчестве Лидии Тимошенко занимает пейзаж. Уже в ранних молчаливых, безлюдных картинах проявляется зачарованность художника природой. В работах конца 50-х годов все чаще фигурирует мотив бескрайней равнины и уходящей вдаль дороги. В этих обобщенных живописных видах природы есть нечто величавое, бесконечное, несуетное, философское.
В 50-е годы Лидия Тимошенко обращается к теме труда и создает целый ряд образов, которые воплощают в себе идеал человека-созидателя. Художник пишет внутреннее пространство фабричного цеха, работниц крупным планом, в их типичных, незамысловатых движениях. В торжестве простоты и безыскусственности бьется пульс самой жизни.
Графические листы Лидии Яковлевны 1930-х годов, выполненные тушью, поражают умением художника одним росчерком пера, порой всего несколькими скорыми линиями очень точно и ясно передать характер моделей, ухватить главное — будь то детская непосредственность и неусидчивость, окрыленная романтическая юность или обретенная с годами спокойная мудрость.
На протяжении двадцати лет (1951–1958, 1960–1967) Тимошенко работает над масштабным проектом — созданием цикла иллюстраций к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Работа, в которую она вложила всю свою душу, стала еще одной вершиной творчества мастера. Сделанные со знанием эпохи, с глубоким прочтением литературного материала, иллюстрации Тимошенко — пожалуй, самая лучшая художественная интерпретация текста Пушкина.
Выставка в Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков, раскрывающая в полной мере творческие поиски Лидии Тимошенко с самых первых шагов в искусстве до произведений последних лет, — это светлое и очень мудрое послание о жизни.