Роскошь барокко и сюрпризы Франции – союз скрипки, гобоя и органа. Музыка одной из самых причудливых эпох и мощь французского симфонического органа.
Георг Бем – старший современник Баха, ярчайший представитель северонемецкой органной школы. Известен своим вкладом в развитие жанра хоральной партиты и влиянием на творчество Иоганна Себастьяна Баха. Прелюдия и фуга ля минор, в которой воплотился цельный музыкальный образ – знаменитое музыкальное полотно, начертанное Бахом с таким вселенским размахом, что вызывает ассоциации с истинной органной симфонией.
Родоначальник жанра органной симфонии – Шарль Мари Видор. Великим музыкантом рубежа XIX-XX столетий написано 10 органных симфоний. Легенда Франции, музыкант в течение 64 лет служил органистом знаменитой церкви Сен-Сюльпис, воспитал плеяду звездных учеников, с грандиозным успехом выступал в многочисленных странах Европы и мира, включая и Россию, а сольные концерты давал, даже перешагнув порог 90-летия! Знаете ли вы, что именно его стараниями был установлен уникальный орган в Большом зале Московской консерватории, по сей день восхищающий своими возможностями органистов и публику?
Французская линия продолжена виртуозным этюдом Жанны Демисье «Октавы» Блестящая органистка дала более 700 концертов в разных странах мира, сыграв наизусть более 2500 произведений и написала более 30 опусов в различных жанрах. Сольный орган также представлен интереснейшим сочинением Evocation II нашего современника, выдающегося композитора и органиста Тьерри Эскеша. Наряду с органной музыкой, Эскеш создал десятки сочинений в самых разнообразных жанрах, включая симфоническую, камерную, вокальную музыку. Страстный поклонник кинематографа, музыкант импровизировал на органе и фортепиано во время показов немых фильмов «Призрак оперы» и «Метрополис».
Хит золотого скрипичного репертуара – Чакона, приписываемая итальянскому композитору эпохи барокко Томазо Антонио Витали. Проблема авторства до сих пор оспаривается. Это сочинение в редакции для скрипки и клавира было впервые опубликовано скрипачом и композитором Фердинандом Давидом и разительно отличалось от прочих творений Витали. В XX веке несоответствие стиля вызвало у специалистов предположение, что Чакона Витали представляет собой мастерскую стилизацию Давида. Окончательной ясности по поводу первоначального авторства пьесы нет, но некий оригинал, ориентировочно датируемый началом XVIII века, определённо существует.
Изысканная роскошь и самобытная эстетика эпохи барокко всей полноте полной мере отражены в творчестве неистового аббата, гениального венецианца Антонио
Вивальди. В течение своего земного бытия им создано более 800 сочинений в различных жанрах! Гениальный композитор, скрипач-виртуоз, талантливый педагог, – он пользуется в наши дни необыкновенной популярностью настолько, что его имя присвоено многим мировым брендам.
Роскошь барокко и сюрпризы Франции – последний концерт ускользающей петербургской весны!
Программа:
Георг Бём (1661-1773) Прелюдия ре минор
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) Прелюдия и фуга ля минор BWV 543
Антонио Вивальди (1678-1741) Соната до мажор для скрипки, гобоя и органа RV 779:
Andante - Allegro - Largo e cantabile - Allegro
Жанна Демессьё (1921-1968) Этюд «Октавы» № 6
Шарль-Мари Видор (1844-1937) Allegro vivace из Органной симфонии № 5 фа минор op.42 № 1
Томазо Антонио Витали (1663-1745) Чакона соль минор
Тьерри Эскеш (1965*) Evocation II
Исполнители:
Елена Найман, скрипка
Герман Бюллер, гобой
Майя Мокрецова, орган
Внимание! Мы заботимся о здоровье наших гостей! Всех слушателей просим быть в масках и соблюдать социальную дистанцию.