Космогония Баха — концерт любимицы публики, неповторимой Елены Приваловой, охватывающий широчайший спектр органного творчества немецкого гения. Великий магистр музыки, чьё мышление воистину космично, он объял необъятное и соединил несоединимое в безбрежном звуковом океане. Протестантский хорал и итальянский концерт, французские и английские танцевальные сюиты, литургическая монодия и многое другое. И, конечно же, неизменным спутником Иоганна Себастьяна на протяжении всей жизни был орган, для которого он писал много и с удовольствием. От хоральных обработок до грандиозных циклов, подобных звуковым фрескам. Прелюдия и фуга ля минор, названная «Великой», создана в Веймаре, цикл поражает грандиозностью масштабов, приближающих сочинение к жанру симфонии. С Фантазией и фугой соль минор связана интереснейшая история: в 1721 году Бах участвовал в конкурсе на место органиста в церкви Святого Якоба в Гамбурге. Для этого надо было сочинить фугу, и значимый в мире музыки авторитет Иоганн Маттезон в качестве темы предложил мелодию фламандской студенческой песни. Бах создал грандиозный опус, в котором продемонстрировал не только искусство композиции, но виртуозное исполнительское мастерство. Фугу впоследствии объединили в двухчастный цикл с трагической фантазией соль минор. Прелюдия и фуга ре мажор написана в Веймарский период, когда композитор был увлечён итальянской музыкой. Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. Вершиной в развитии обработки протестантского хорала стало творчество Баха. Прослужив большую часть жизни в церкви и, написав огромное количество церковной музыки, композитор создал в области хоральной обработки шедевры высочайшего мастерства и совершенства. Хорал стал для великого мастера источником творческого вдохновения, способом выражения религиозного чувства и философского размышления. Бах и Вивальди. Две вершины эпохи барокко Германии и Италии. Два гения-небожителя незаслуженно и надолго забытые. Бах вернулся к нам лишь в веке XIX, а Вивальди, которого часто величают «итальянским Бахом», в XX! Более того, о некоторых его сочинениях было известно лишь благодаря транскрипциям Баха. Даже в наши дни публика порою приписывает ряд подобных сочинений Баху, а не Вивальди! Никогда не встречаясь, тем не менее, они стали соавторами ряда безусловных шедевров, проверенных временем. Космогония Баха — исцеление души и прикосновение к вечности.
Исполняет: Елена Привалова, орган — лауреат международных конкурсов.
В программе: Иоганн Себастьян Бах(1685–1750) — Токката и фуга ре минор, BWV 565; Антонио Вивальди (1678–1741) / Иоганн Себастьян Бах — Концерт ля минор; Иоганн Себастьян Бах — Хоральная прелюдия Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ, BWV 639; Иоганн Себастьян Бах — Прелюдия и фуга ля минор, BWV 543; Иоганн Себастьян Бах — Хоральная прелюдия Allein Gott in der Höh sei Ehr, BWV 662; Иоганн Себастьян Бах — Прелюдия и фуга ре мажор, BWV 532; Иоганн Себастьян Бах — Хоральная прелюдия Nun komm, der Heiden Heiland, BWV 659; Иоганн Себастьян Бах — Фантазия и фуга соль минор, BWV 542.